С февраля по апрель 2023 года доходы России от экспорта нефти выросли на 14%, а это значит, что введенный Западом ценовой потолок не работает, и его надо снизить вдвое, заявил в своем докладе финский Центр исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA). Однако, указывает NEWS.ru со ссылкой на данные российского Минфина, в реальности нефтегазовые доходы падают — в том числе из-за скидок покупателям.

В докладе CREA говорится, что в феврале-апреле рост доходов России от экспорта нефти оказался максимальным с ноября 2022 года. Финские эксперты объяснили это тем, что поставки были успешно переориентированы на альтернативные рынки — ближневосточные и азиатские.

Кроме того, авторы доклада отметили, что в 2023 году Россия смогла экспортировать нефть сорта Urals (основной вид добываемой в стране сырой нефти) по ценам выше установленного Западом потолка. «ЕС даже не смог выполнить обязательство пересматривать ограничения каждые два месяца, гарантируя, что цены на российскую нефть держатся ниже рынка», — констатировали специалисты CREA.

В качестве вывода они предложили странам Большой семерки вдвое (до $30 за баррель) снизить ценовой потолок, и тогда российские доходы от экспорта нефти, по расчетам специалистов центра, должны сократиться на 37%.

Минфин России, между тем, сообщил о падении нефтегазовых доходов страны на 50% с января по май 2023 года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом — и бюджетном дефиците в 3,4 трлн рублей за первый квартал (хотя ожидалось, что он не превысит 2,9 трлн рублей по итогам всего года).

Напомним, в 2022 году Москва засекретила данные по экспорту нефти, а с марта 2023 года приостановила публикацию данных по добыче нефти и конденсата. В марте 2023 года агентствоBloomberg писало, что объемы экспорта нефти из России не изменились и превышали 3 млн баррелей в сутки вопреки решению сократить добычу.

В конце апреля агентство, ссылаясь на данные о поставках и загруженности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), сообщило, что Россия наращивает экспорт сырой нефти, а переработка этого сырья превышает уровни 2022 года. Опрошенные Bloomberg эксперты связали это с высоким спросом со стороны Китая, Индии и Турции.