Введенные в связи со спецоперацией санкции нарушили логистику в России и привели к необходимости создания новых логистических коридоров, заявил 21 мая министр транспорта Виталий Савельев.
«Те санкции, которые сегодня наложены на Российскую Федерацию, практически поломали всю логистику в нашей стране. И мы вынуждены все вместе искать новые логистические коридоры», — констатировал глава Минтранса в ходе общения с журналистами.
Беседа проходила во время поездки Савельева в Астраханскую область. В разговоре о возможных новых логистических решениях министр упомянул международный транспортный коридор Север-Юг — мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов из стран Азии в Европу через Россию. С российской стороны маршрут проходит через порты Оля, Астрахань и Махачкала на Каспийском море.
Впрочем, Савельев отметил, что непосредственно только портами требующая внимания инфраструктура не ограничивается.
«В связи с тем, что мы рассматриваем это направление, эти порты, подходы к портам, мосты, дороги, там не должно быть узких мест, которые не позволили бы нам перестроиться», — сказал Савельев.
Россия в торговой блокаде
После начала специальной военной операции на Украине западные страны ввели против России масштабные санкции, серьезно ограничившие импортно-экспортную деятельность. Опрошенные RTVI эксперты назвали ситуацию «торговой блокадой» и отметили, что разрушение устоявшейся за год логистики играет в ней критическую роль.
«Когда иностранные компании объявили о приостановке работы в России, они перестали поставлять сюда компоненты, которые необходимы для производства конечной продукции. Но это полбеды. Вторые полбеды заключаются в том, что Россия находится в логистической блокаде. Сейчас даже если бы компании не объявляли о своем уходе, они не могут поставлять продукцию, потому что границы де-факто закрыты. В Россию ничего не отправить и ничего не вывезти», — говорил основатель и гендиректор консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков.
Собеседники RTVI подчеркивали, что логистическая «блокада» отрезает российский рынок не только от готовой продукции, такой как телефоны или телевизоры, но и от необходимых компонентов для ее выпуска внутри России – машинокомплектов для сборки автомобилей, концентратов для производства газированных напитков, тканей для средств личной гигиены.
По словам главы Центробанка России Эльвиры Набиуллиной, по состоянию на март 2022 года практически все российские компании были вынуждены решать проблемы, связанные с перебоями в производственном цикле и разрушением логистических цепочек.
Проблемы разворота на восток
На фоне беспрецедентного охлаждения отношений с западом в России с новой силой начались разговоры о необходимости переориентироваться на восток, причем по практически всем направлениям: от экспорта сырья до импорта готовой продукции.
В публикации от 22 марта «Коммерсантъ» отмечал, что потоки товаров из Китая и в него идут «стабильно» и ожидается «двукратный рост спроса», а самыми надежными остаются железнодорожные перевозки. Впрочем, довольно быстро Россия столкнулась с тем, что у имеющейся транспортной инфраструктуры (прежде всего, так называемого железнодорожного Восточного полигона РЖД, то есть БАМа и Транссиба) не хватает мощности для обработки возросшего объема поставок.
«Мы полагаем, что следовавшие ранее через порты северо-запада и юга товары будут переориентированы на порты Дальнего Востока и сухопутные погранпереходы на границе с КНР, что означает двукратное увеличение грузопотока через Восточный полигон», — говорил «Ъ» директор по продажам и клиентскому сервису «Трансконтейнера» Никита Пушкарев в марте.
Однако уже 1 апреля губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев написал президенту Владимиру Путину, что ведущая на восток инфраструктура не справляется с потоком грузов, что ставит под угрозу принципиально важные экспортные поставки угля. Для разгрузки Восточного полигона ради угля, являющегося ключевым маршрутом в этом направлении, глава региона предложил сократить транзит грузов в контейнерах («вплоть до полного исключения»). Ответ Путина опубликован не был, но 15 апреля министр угольной промышленности Кемеровской области Олег Токарев заявил, что по углю ситуация с поставками на восток стала «критической».
Партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин говорил RTVI, что у России уже заняты все мощности по доставке в Китай как нефти с газом, так и угля — эти виды топлива занимают логистические каналы в первоочередном порядке.
«Для того, чтобы туда отправлять больше угля вместо продажи в Европу или вообще на запад, необходимо строить, как я уже сказал, еще один Транссиб или БАМ, или еще что-то такое. Потому что этого всего нет», — говорил Крутихин.
«Узость» инфраструктуры мешает и поставкам из Китая бытовых товаров, о чем говорил RTVI Федяков из INFOLine. «У нас всего четыре пограничных перехода на всей протяженности большой длинной границы. Их пропускная способность не обеспечит товарами не то что там европейскую часть России, она не обеспечит необходимыми товарами даже Урал и Сибирь так, чтобы не заметить и не почувствовать разницы», — пояснял он.
Мост в Китай
27 апреля в Еврейской автономной области прошла торжественная церемония завершения строительства трансграничного моста Нижнеленинское — Тунцзян, который связал Россию и Китай. Объект принял вице-премьер и полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Он отметил, что мост станет «ключевым звеном нового экспортного маршрута и стимулом для создания на Дальнем Востоке новых производств и логистических хабов, а также улучшит транспортную доступность сразу нескольких регионов Дальнего Востока». При этом Трутнев не назвал дату открытия регулярного движения по новому мосту.
Соглашение о строительстве моста было подписано в 2013 году, а изначальный срок сдачи был намечен на 2018 год, то есть Россия запоздала с достройкой своей половины почти на четыре года, тогда как Китай закончил свою часть объекта в срок. При этом на российскую «половину» приходится 309 м из 2,2 км сооружения.
Кроме того, переход Нижнеленинское — Тунцзян — единственный железнодорожный мост в Китай через реку Амур.