Власти Южно-Африканской республики пообещали дипломатический иммунитет участникам двух встреч в рамках БРИКС, которые пройдут в ЮАР в июне и августе 2023 года. Позже МИД республики уточнил, что иммунитет предназначен «не для конкретных лиц» и не отменяет ордера на арест, выданные международными судами.

В Южной Африке этим вопросом озабочены с тех пор, как Международный уголовный суд (МУС) в Гааге выдал ордер на арест президента России Владимира Путина, приглашенного на саммит БРИКС. Каковы перспективы ареста российского лидера в случае его приезда в республику, и что об этом говорят в Южной Африке — в материале RTVI.

В марте 2023 года Международный уголовный суд (МУС) в Гааге выдал ордер на арест Владимира Путина по подозрению в депортации украинских детей и их «незаконного перемещения» в Россию.

Президент ЮАР Сирил Рамафоса после этого созвал межведомственную комиссию для изучения вариантов действий в связи с ордером МУС.

«Не имеет никакого отношения к Путину»

В Кейптауне 1-2 июня пройдет встреча министров иностранных дел стран БРИКС (Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР), а с 22 по 24 августа в Йоханнесбурге запланирован саммит глав стран блока.

29 мая министр международных отношений и сотрудничества ЮАР Наледи Пандор заявила, что участники обоих мероприятий БРИКС наделяются дипломатическим иммунитетом и привилегиями на срок проведения встреч.

Министр сослалась на Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года, а также на Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 1947 года, принятую резолюцией Генассамблеи ООН.

На следующий день министерство международных отношений ЮАР уточнило на своей странице в Facebook (принадлежит Meta*), что процедура предоставления иммунитетов является стандартной и применяется для всех проводимых в республике международных конференций и саммитов, независимо от уровня участия. При этом в ведомстве подчеркнули, что иммунитеты предназначены для конференции, а не для конкретных лиц и защищают от юрисдикции принимающей страны на время мероприятия.

«Эти иммунитеты не отменяют ордера на арест, которые могут быть выданы любым международным судом в отношении любого участника конференции», — пояснили в ведомстве.

Официальный представитель южноафриканского МИД Клейсон Моньела назвал предоставление иммунитета участникам встреч БРИКС рутинной процедурой, которая не имеет отношения непосредственно к Путину.

«Это нормально. Это рутина. Ничего особенного. Это не имеет никакого отношения к российскому президенту. Это тот перечень иммунитетов, который мы составляем каждый раз, когда проводим международную конференцию или саммит», — сказал Моньела южноафриканскому изданию News24.

В Кремле пока официально не подтвердили личное участие Путина в саммите БРИКС. 30 мая пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на соответствующий вопрос, заявил, что Россия «будет на должном уровне принимать участие в этом саммите», но деталей не привел. В Москве при этом рассчитывают, что страны — партнеры России по БРИКС «не будут ориентироваться» на «незаконные решения» МУС, добавил Песков.

«Либо отозвать приглашение, либо арестовать»

Оппозиционная партия ЮАР «Демократический альянс» 30 мая призвала Высокий суд страны издать директиву, обязывающую арестовать Путина в случае его приезда.

«В сложившейся ситуации у Южной Африки есть два варианта: министр международных отношений и сотрудничества или президент должны либо отозвать приглашение Путину посетить страну, либо мы должны арестовать его по прибытии», — заявила представитель «Демократического альянса» Эмма Луиза Пауэлл, слова которой приводит Bloomberg.

В правящей партии ЮАР Африканский национальный конгресс (АНК) заявили, что, если бы Путин приехал на саммит БРИКС, его «горячо приветствовали бы». «Путин — глава государства, вы думаете, что главу государства можно так просто арестовать где угодно?» — заявил генеральный секретарь АНК Фикиле Мбабула в интервью «Би-би-си» 23 мая.

Согласно статье 98 Римского статута МУС, суд не может просить о выдаче или о помощи, если это требует от запрашиваемого государства «действий, противоречащих его обязательствам по международному праву в отношении государственного или дипломатического иммунитета лица или имущества другого государства, до тех пор, пока суд не заручится сотрудничеством этого другого государства в вопросе отказа от иммунитета».

Такая формулировка дает ЮАР возможность принять Путина на саммите и не быть обязанной его арестовать, считает The Guardian. Положение 98-й статьи предполагает, что Путин может быть арестован в ЮАР только в том случае, если Россия откажется от его иммунитета перед судебным преследованием, «чего она, очевидно, не сделает», отмечает CBS.

По словам высокопоставленных источников телеканала в правительстве ЮАР, возможное участие Путина в саммите БРИКС было предметом обсуждения на высших уровнях с момента выдачи ордера МУС.

В 2015 году власти ЮАР отказались выполнить ордер МУС на арест тогдашнего президента Судана Омара аль-Башира, обвиняемого в военных преступлениях и геноциде, напоминает Bloomberg. В июне 2015 года аль-Башир принял участие в саммите Африканского союза в Йоханнесбурге, получив гарантии неприкосновенности, а затем смог беспрепятственно покинуть ЮАР.

В 2016 году Верховный апелляционный суд ЮАР постановил, что правительство действовало незаконно, а МУС признал, что власти страны не выполнили свои международные обязательства.

  • В конце марта Bloomberg писало со ссылкой на источники, что правительство и правящая партия ЮАР рассматривают все возможные варианты, чтобы избежать ареста Путина в случае его приезда на саммит БРИКС.
  • Газета Sunday Times в начале мая сообщала, что власти ЮАР якобы попросили Путина не приезжать на саммит, иначе его придется арестовать. Источник издания утверждал, что варианта не арестовывать президента России у республики нет.

*деятельность Meta по распространению соцсети Facebook в России признана экстремистской и запрещена