Британская корпорация Unilever — владелец Axe, Domestos и Rexona — получила одобрение правительственной комиссии на продажу своего бизнеса в России. Об этом пишет РБК со ссылкой на источник, осведомленный о деталях процесса. Информацию подтвердил федеральный чиновник.
Сделка была одобрена в конце августа, рассказал один из собеседников РБК. По его словам, стоимость российского бизнеса компании оценивается в 35—40 млрд рублей с учетом дисконта. Покупатель определен, но не раскрывается, говорит источник издания.
При этом, по информации трех источников «Коммерсанта», покупателем российского бизнеса Unilever стала группа «Арнест». Изначально эта компания производила средства для борьбы с насекомым «Дихлофос» и другую продукцию бытовой химии. Широкую известность фирма получила год назад, после покупки за €1 производственных площадок нидерландского пивоваренного холдинга Heineken в России.
Unilever — один из мировых лидеров на рынке продуктов питания и товаров бытовой химии, которому принадлежат более 400 брендов. В их числе бренды бытовой химии Cif и Domestos, средства гигиены Rexona, Dove, AXE, Camay, Clear, а также «Чистая линия», «Лесной бальзам», «Бархатные ручки», «Черный жемчуг», чай Lipton и Brooke Bond.
В июне 2024 года корпорация начала русифицировать названия своих международных брендов, выпускаемых в России. В частности, в Роспатент были поданы заявки на товарные знаки «Доместос» и «Сиф», а также косметической продукции «Дав» и «Рексона» (их правообладатель — «Юнилевер Глобал АйПи Лимитед»).
Как объяснил собеседник РБК, ребрендинг был необходим для того, чтобы эти марки можно было продолжать выпускать в России, поскольку это влияло на стоимость бизнеса при продаже.
В рамках сделки Unilever продаст свое подразделение «Юнилевер Русь», которому принадлежат права на марки мороженого «Магнат» и «Инмарко», а также бренды косметики «Чистая линия», «Бархатные ручки», «Черный жемчуг» и другие.
Присутствие Unilever на российском рынке после начала военной операции на Украине
После начала военной операции на Украине Unilever не ушла из России, но приостановила поставки своей продукции в страну и экспорт товаров с ее территории. Также компания прекратила инвестиции в российский рынок.
В июле 2023 года Украинское Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) внесло Unilever в перечень «международных спонсоров войны». В НАПК объясняли, что компания платит значительные налоги в российский госбюджет, работая в России. Таким образом Unilever «поддерживает экономику, <…> внося свой вклад в продолжение [действий России на Украине]».
Среди прочего НАПК заявило, что несмотря на обещания Unilever прекратить импорт-экспорт в Россию и из нее, предприятия компании в Омске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Туле «продолжают свою работу, а офисы — операционную деятельность, обеспечивая присутствие брендов в точках продаж».
Тогда же гендиректор Unilever Хайн Шумахер пояснил, что компания не считает правильным покидать российский рынок и намерена вести там ограниченный бизнес. По его словам, у корпорации было три варианта, как поступить с бизнесом в России:
— продать Unilever (по словам Шумахера, в 2023 году этого не удалось сделать, поскольку не нашлось «жизнеспособного решения»);
— отказаться от производственных процессов (это могло привести к национализации активов, подчеркивал гендиректор Unilever);
— ограничить работа бизнеса.
На решение продать активы в 2024 году могло повлиять состояние бизнеса на фоне растущей геополитической напряженности и давление на компанию, считает один из собеседников РБК.