Великобритания внесла в черный список патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также уполномоченного по правам ребенка в России Марию Львову-Белову и депутата Мосгордумы Сергея Савостьянова. Об этом 16 июня сообщается в пресс-релизе на сайте британского правительства.

Из опубликованного документа следует, что предстоятель РПЦ и столичный парламентарий попали под санкции из-за активной поддержки боевых действий на Украине. Ограничительные меры против детского омбудсмена ввели «за принудительное усыновление и передачу 2 тыс. украинских детей» из Донбасса, говорится в пресс-релизе.

Сергей Савостьянов, комментируя санкции против себя, сообщил RTVI что был готов к ним, однако считает подобные списки неэффективными.

«Все это было ожидаемо. Для меня, занимавшего прогосударственную позицию в разрешении украинского кризиса, с самого начала было понятно, что большей части западных стран это будет не по нутру и что я попаду в различные санкционные списки. А так Великобританией больше, Великобританией меньше. Думаю, этот список не последний», – сказал он.

По его мнению, чем более прогосударственную позицию занимает российский политик или чиновник, тем в большем количестве списков он «просто обязан» оказаться. При этом он призвал отказаться от практики «бесконечного внесения друг друга в самые разные списки, потому что опыт показывает, что границы даже в таких случаях можно пересекать, если у человека есть дипломатический иммунитет».

«Кроме того, это порождает конфликты, итоги которых будут проявляться на самых разных площадках — в Африке, Азии и так далее. Считаю, что все заинтересованы в том, чтобы мировое сообщество вышло из текущего кризиса и добилось стабильности», – заключил Савостьянов.

Как отреагировали в РПЦ на внесение патриарха в черные списки

Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сообщил РБК, что подобные действия Лондона абсурдны.

«Попытки запугать чем-либо предстоятеля Русской Церкви или заставить его отказаться от своих взглядов — бессмысленны, абсурдны и бесперспективны. Семья патриарха прошла через годы безбожных гонений, сам он рос и формировался в условиях колоссального давления на веру, которому всегда с честью противостоял», – отметил он.

Легойда добавил, что позиция Великобритании – это своего рода попытка разрушить РПЦ, которая «является последним мостом, средством коммуникации» в текущей обстановке. По его мнению, так действовать могут лишь «те политические силы, которые сделали эскалацию конфликта и отдаления мира своей важной целью». Ограничения против патриарха Кирилла он назвал контрпродуктивными, которые могут привести к разрыву отношений с Россией.

Кто еще попал в новый санкционный список Великобритании

Помимо патриарха Кирилла, детского омбудсмена Львовой-Беловой и депутата Мосгордумы Сергея Савостьянова в ограничительный список Лондона попали:

  • президент и член совета директоров группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин (по данным британских властей, компания якобы «заключила контракт с правительством России на создание воздушных мостов для перевозки критически важных грузов»);
  • четыре неназванных полковника из 64-й отдельной мотострелковой бригады, за причастность якобы к убийствам мирных жителей в Буче;
  • члены «Комитета спасения мира и порядка» — организации, по утверждению британских властей, «сотрудничающей с российской армией для поддержки оккупации Херсонской области»;
  • неназванные российские организации, «ответственные за поставку авиационных запчастей для вооруженных сил Мьянмы».

Прежние попытки внести патриарха Кирилла в санкционный список

Агентство AFP и газета The New York Times 4 мая сообщили, что ЕС планирует ввести персональные санкции против патриарха Кирилла по настоянию Литвы из-за «полной поддержки» российской спецоперации на Украине. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан 6 мая заявил, что Будапешт не поддержит включение российского патриарха в санкционный список, поскольку такое решение затрагивает вопрос свободы вероисповедания.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала ситуацию так: «Они уже не понимают, насколько это инфернально звучит — включить православного патриарха в их черный список». Намерения ввести санкции против главы РПЦ она объясняла «беспомощностью» и «страхом» европейских чиновников. 1 июня Bloomberg сообщил, что по требованию Венгрии ЕС исключил из шестого пакета санкций патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.