В Туркменистане назначены внеочередные выборы президента. Преемником действующего президента страны Гурбангулы Бердымухамедова может стать его сын Сердар, которому в сентябре 2021 года исполнилось 40 лет, — таков минимальный возраст для должности главы Туркменистана. RTVI поговорил с главным научным сотрудником ИМЭМО РАН Алексеем Малашенко о причинах возможного ухода с поста президента Гурбангулы Бердымухамедова и его вероятном преемнике.

«Я думаю, спусковой крючок был в Казахстане. Гурбангулы понял, что у него могут произойти неприятности и нужно меняться, чтобы не произошло того, что было в Казахстане», — сказал Алексей Малашенко. Он добавил, что еще одна причина отставки — президент Туркменистана понял, что «исчерпал себя».

Еще не монархия

«Гурбангулы хотел бы устроить монархическую передачу власти. Но чисто монархической назвать эту процедуру передачи власти нельзя. Президент планирует остаться на посту председателя Халк Маслахаты (верхней палаты парламента Туркменистана), а Сердар, как сын, будет зависим от отца.

На случай, если удачно передать власть не получится, Гурбангулы продумал способы бегства из страны. К примеру, две дочери президента Туркменистана живут за границей: одна — во Франции, другая — в Англии», — утверждает политолог.

«Занимался овощами и сельским хозяйством»

Сердар, по словам политолога, «раздражает туркменское общество»: «Он ничем не заметен. Был советником-посланником в посольстве Туркменистана в России, работал немного в Швейцарии [в 2011-2012 годах числился советником в постоянном представительстве Туркменистана при офисе ООН в Женеве и слушателем Женевского центра политики безопасности], был главой Ахалского велайята. Но что он сделал как политик? Занимался овощами, сельским хозяйством».

Любимое выражение Сердара в общении с подчиненными, как говорит Малашенко: «Я тебе шею сверну». Поэтому, в случае прихода к власти Бердымухамедова-младшего, вряд ли стоит ожидать смягчения режима.

Тяжелое наследство

В случае, если Сердар Бердымухамедов действительно станет преемником, он получит страну со множеством проблем, полагает Малашенко. «В частности, у Туркменистана абсолютно не охраняемая граница с Афганистаном. Кроме того, государство испытывает продовольственный кризис — дефицит есть даже на хлеб».

Если сценария Казахстана избежать не удастся, Сердара вряд ли поддержат крупные страны, считает политолог: «Это полутоталитарный режим, который никому не симпатичен. Китайцы толку от него никакого не имеют. Кто будет поддерживать Сердара за границей? Турки? Вряд ли. Россия, как всегда, будет себя очень осторожно вести, тем более, что очень многие из нашего МИДа наблюдали Сердара, когда он тут был советником посланника».