Минюст внес в реестр СМИ-иноагентов мобильный сервис для чтения книг по подписке Bookmate — закрытую компанию с ограниченной ответственностью «Букмейт Лимитед», а также ее управляющего директора Андрея Баева* и директора по маркетингу Алексея Докучаева*. Об этом сообщается на сайте ведомства.

В конце июня «Ведомости» писали о покупке «Яндексом» прав на использование технологической платформы Bookmate на территории СНГ. Тогда Андрей Баев* говорил, что в российскую ИТ-компанию также перешла часть команды книжного сервиса, чтобы «помогать внедрять разработки в ее инфраструктуру». В свою очередь представитель «Яндекса» заявил газете, что речь о покупке сервиса либо доли в его юрлице не идет.

В середине августа «Коммерсантъ» сообщал, что Bookmate Limited* вышла из капитала российских издательств Individuum и Popcorn Books. Доли в них были проданы совладельцу сети «Читай-город — Буквоед» Денису Котову.

Вскоре после этого газета «Ведомости» со ссылкой на собеседника, знакомого с условиями недавней сделки ирландской компании с «Яндексом», а также на неназванного топ-менеджера одного из книжных издательств сообщила, что Bookmate Limited* может прекратить деятельность на российском рынке.

Источник издания в книжном издательстве пояснил, что после продажи платформы «Яндексу» теперь именно последний будет развивать Bookmate в России, а Баев* с командой сосредоточатся на проектах в Европе и Азии.

Расширение списка физлиц-иноагентов

Министерство также расширило перечень физлиц-иноагентов, добавив в него шесть человек. В список попали:

  • основательница телеканала Дождь* Наталья Синдеева*;
  • журналистка «Дождя»* Екатерина Котрикадзе*;
  • журналист Дождя* Владимир Роменский*;
  • адвокат Михаил Беньяш*;
  • украинский политолог Тарас Березовец*;
  • журналист телеканала «Настоящее Время»* Иван Яковина*.

У всех новых фигурантов списка в графе об иностранных источниках указана Украина. Теперь в этом реестре значатся почти 50 человек.

«Я теперь тоже иностранный агент. Честно скажу: это очень приятно. Как будто премию какую-то получил», — написал в соцсетях Иван Яковина*, комметируя свое внесение в перечень российского Минюста.

Действующий закон об иноагентах

Сейчас деятельность людей и организацией, которые признаны «иностранными агентами», регулируют сразу четыре закона:

  • закон «О некоммерческих организациях»;
  • закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;
  • закон «О СМИ»;
  • закон «Об общественных объединениях».

В каждом из них есть нормы, которые объясняют, за что люди, организации и общественные объединения могут быть признаны иностранными агентами и включены в один из реестров.

На сегодняшний день в России существуют четыре иноагентских статуса:

  • НКО, выполняющая функции «иностранного агента»;
  • Общественное объединение, выполняющее функции «иностранного агента»;
  • Иностранное СМИ, выполняющее функции «иностранного агента»;
  • Физическое лицо, выполняющее функции «иностранного агента».

Для каждого иноагентского статуса действуют отдельные основания для того, чтобы наделить им человека или организацию. При этом во всех случаях необходимо, чтобы у лица или организации было иностранное финансирование или другая помощь от иностранных источников, например организационно-методическая.

НКО, общественные объединения, СМИ и физлица, признанные иноагентами, обязаны указывать о наличии статуса при распространении любых информационных материалов. При этом форма пометки утверждена только для СМИ-иноагентов.

В действующем законодательстве процедура выхода из реестров есть только для признанных иноагентами НКО и общественных объединений, а также для людей, которые внесены в реестр физлиц-иноагентов. Для людей и организаций, включенных в реестр СМИ-иноагентов, такого порядка нет. В этом случае решение об исключении из реестра принимает Минюст по согласованию с МИДом.

Ужесточение законодательства

С 1 декабря 2022 года в России начнет действовать закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Он уточняет и дополняет уже существующие нормы об иностранных агентах.

В документе также прописаны понятия «иностранный агент», «иностранное влияние», «иностранные источники», а также «политический деятель». Получать зарубежное финансирование для включения в реестр иноагентов больше необязательно, следует из закона.

Иноагентами смогут признать людей, которые находятся «под иностранным влиянием» и занимаются в России политической деятельностью, сбором военно-технических сведений о стране или распространяют сообщения для неограниченного круга лиц.

Под «иностранным влиянием» будет пониматься «предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказания воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами».

Помимо реестра иноагентов появится также реестр аффилированных с ними лиц. В него будут включать учредителей, руководителей или работников организаций-иноагентов и тех, кто занимался политической деятельностью и получал деньги от уже попавших в реестр иноагентов людей и организаций или принимал участие в их деятельности.

Иноагентам, согласно закону, запретят преподавать в государственных школах и вузах, вести творческую деятельность за счет бюджета, участвовать в закупках по государственным контрактам, проводить экологическую экспертизу.

В законе также прописаны основания для исключения некоммерческой организации из реестра иноагентов. Для этого они должны прекратить вести свою деятельность. Физлица, впервые попавшие в список, смогут подать заявление в свободной форме, приложив документы, «подтверждающие прекращение обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр». Вести реестр будет Минюст России.

* признан в России иноагентом