Министерство юстиции России 23 декабря расширило реестр иностранных агентов, включив в него четырех человек и четыре организации. Это следует из соответствующего перечня ведомства.

В обновленном списке Минюста оказались правозащитница Светлана Ганнушкина*, политолог Андрей Колесников*, журналисты Анастасия Жвик* и Глеб Пьяных*, а также организации «Роскомсвобода»*, «Спортивное ЛГБТ-сообщество»*, отделение Фонда борьбы с коррупцией** за рубежом Anti-Corruption Foundation Inc* и «Феминистское Антивоенное Сопротивление»*.

Неделей ранее, 16 декабря, в реестр иноагентов попали «Экологическая вахта Сахалина»*, «Центр сохранения и изучения лососевых видов рыб и мест их обитания»*, самарская общественная организация ЛГБТ+ «Ирида»*, главный редактор издания Wonderzine Юлия Таратута*, сооснователь “Форума свободной России” Иван Тютрин*, журналист Дмитрий Любимов*, экс-депутат муниципального округа Дворцовый в Петербурге Наталья Грязневич* и предприниматель Дмитрий Давыдов*.

23 декабря Замоскворецкий суд Москвы отклонил иск писателя Дмитрия Глуховского* к Минюсту, в котором он оспаривал статус иностранного агента. Писателя внесли в реестр в октябре вместе с рэпером Мироном Федоровым* (Oxxxymiron), юристом Аленой Поповой* и журналисткой Ириной Сторожевой*.

Весной Глуховского* заочно арестовали в России по уголовному делу о дискредитации российских Вооруженных сил, а позднее МВД объявило его в розыск.

Законодательство об иноагентах

С 1 декабря 2022 года вступил в силу закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Теперь для признания иноагентом не требуется наличие иностранного финансирования.

Закон существенно расширил определение, включив в него тех, кто «находится под иностранным влиянием и занимается в России политической деятельностью, целенаправленным сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности России или распространением сообщений и материалов для неограниченного круга лиц». Таким образом в зоне риска может оказаться любой человек, который пользуется интернетом и соцсетями.

Кроме того, согласно этому закону, иностранными источниками финансирования могут быть признаны не только иностранные государства, организации и граждане, но и российские юрлица и физлица, получающие зарубежное финансирование или поддержку.

Законодатели также уточнили перечень ограничений. Иноагентам запретили:

  • преподавать несовершенолетним;
  • участвовать в госзакупках;
  • получать государственное финансирование (в том числе для творческой деятельности);
  • работать на государственной и муниципальной службе;
  • быть членами избирательных комиссий;
  • организовывать публичные мероприятия;
  • пользоваться системой упрощенного налогообложения;
  • жертвовать деньги политическим партиям.

Обязанности по маркировке контента сохранились, правда, личные фотографии разрешили публиковать без плашки.

По подсчетам RTVI, этот год оказался самым «плодотворным» для Минюста по числу людей и организаций, признанных иноагентами: их общее количество перевалило за 500, а сам перечень в 2022 году увеличился на 35%, хотя иноагентское законодательство существует с 2013 года.

*признаны в России иноагентами

** ФБК внесен в реестр НКО-иноагентов и признан экстремистской организацией, деятельность которой в России запрещена; ликвидирован.