Министерство юстиции России включило в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента, еще девять журналистов и три компании. Об этом сообщается на сайте ведомства.

Кто попал

В список попали зарегистрированная в Нидерландах компания Stichting Bellingcat, владеющая расследовательским проектом Bellingcat, юрлицо главного редактора портала «Кавказский узел» Георгия Шведова ООО «МЕМО» и американская компания Mason G.E.S. Anonymous Foundation, которая владеет интернет-изданием MNews.

Также в реестре оказались:

  • Галина Арапова* — директор «Центра защиты прав СМИ»*

  • Татьяна Вольтская* — журналист «Радио Свобода»*

  • Андрей Захаров* — журналист «Русской службы Би-би-си»

  • Екатерина Клепиковская* — журналист «Север. Реалии»*

  • Роман Перл* — журналист «Настоящего времени»*

  • Евгений Симонов* — международный координатор коалиции «Реки без границ»

  • Елена Соловьева* — журналист «Север. Реалии»*

  • Даниил Сотников — журналист «Дождя»*

  • Елизавета Сурначева — журналист издания «Проект»**

«А я теперь иноагент». Что думают об этом журналисты

«Думаю, добавление в реестр не связано ни с работой, ни с финансированием, а просто широкой гребенкой идут. Сейчас же тоже в СМИ-иноагенте работаю, а у них есть практика признавать отдельных сотрудников, а объяснять за что [внесли], никто не будет все равно», – сказал RTVI Даниил Сотников*.

По словам журналиста, он вряд ли будет оспаривать внесение в перечень.

Журналист «Север. Реалии»* Елена Соловьева* так прокомментировала RTVI статус иноагента:

«Для меня это, конечно, почетное звание, да и момент для его получения прекрасен. Муж уехал на учебу в другую страну, будет доктором наук. А я пока пытаюсь самостоятельно тащить на себе двух детей и одного кота. И это в нашей прекрасной провинции. Знаете, как мы тут выживаем? Знаете, конечно. Все неплохо на самом деле, в шаговой доступности от дома магазины „Светофор“ и „FixPrice“, мешок картохи на балконе, а главное, тебя переполняет чувство, что теперь ты тоже немножечко Пол Атрейдес и еще больше хочешь победить зловредного барона Владимира, купающегося в нефти. Все-таки я немного романтик».

Но я плакала целую минуту, и теперь буду узнавать новые правила жизни. Ничего друзья, весь этот бред когда-нибудь кончится. Я знаю это, потому что как журналист очень много общаюсь с людьми, которых Сурков назвал „глубинным народом“. Власть этих людей совсем не знает.

Журналист Елизавета Сурначева* высказалась о присвоении статуса иноагента на своей странице в Facebook:

«Ситуация такая. В 17.45 или около того в пятницу 8 октября я лежала на кровати, ела пиццу (фирменную папа джонс, с колбасками и копченой курицей) и смотрела кино с энн хэтэуэей (потому что могу). Когда я решила немного отвлечься от этого увлекательного занятия, я обнаружила, что мои мессенджеры разрываются от сообщений, а я теперь иноагент.

Во-первых, обнимаю всех, с кем мы теперь одной крови.

Во-вторых, я буду рада любой помощи и любым предложениям о помощи, и юридической консультации, и личному опыту и так далее.

В-третьих, я не знаю пока, что я буду делать и чего не буду. И всем спасибо за слова поддержки, отвечу позже, мне просто надо немного переварить это все».

Автор документальных фильмов цикла «Неизвестная Россия» Роман Перл* рассказал RTVI, что он является индивидуальным предпринимателем, который делает документальные фильмы и продает их каналу «Настоящее время»*.

«„Радио Свобода“* признано в России иностранным агентом, поэтому тут все понятно. Я думаю, что очередь из таких как я большая. Почему моя очередь подошла довольно быстро? Тут можно только гадать, никаких оснований нет», — отметил Перл.

Он также предположил, что это может быть связано с конфликтами на съемках. «В том числе последний раз, когда мы ездили в поселок Апанас Кемеровской области, освещали конфликт местных жителей с угольщиками. Там гигантские корпорации пытаются съесть маленький поселок. Там, конечно, жесть происходит, там „эшники“ людей хватают, везут на несколько дней в кутузку, в любой момент могут поймать, выбрасывают какие-то компроматы, отправляют детям. И видимо нас там заметили, про нас тоже немного компромата выпустили. Пошло по инстанциям и решили, что и наша очередь пришла, моя точнее», — рассказал журналист.

Комментируя ситуацию в Апанасе, Перл признался, что он «очень любит такие темы». «Мне кажется, такие вещи обязательно должны выходить наружу. Видимо поэтому я и удостоился этого почетного звания.»

Власть хочет быть монополистом, единственным автором картинки о России. И когда кто-то лезет со своим видением, эти попытки жестко пресекаются.

Перл также отметил, что ему необходимо поговорить с адвокатами и понять, что надо делать. «Стоит ли обжаловать, что нужно предпринимать прямо сейчас, чтобы не нарваться на уголовное дело, что можно отложить на потом, буду разбираться», — пояснил автор документальных фильмов.

По его словам, вся история с иноагентами — «чтобы побарахтаться, а не для того, чтобы победить». «Но иногда стоит и побарахтаться, почему бы и нет. Пока не вижу никаких изменений, бюрократии будет больше, отчетов будет больше, но работа есть работа, ее надо делать», — добавил Перл.

В «Русской службе Би-би-си» также выступили с заявлением:

«Би-би-си категорически отвергает решение российских властей о включении Андрея Захарова из нашего Московского бюро в „реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента“. В мире широко известна репутация Би-би-си как независимого и заслуживающего доверия источника информации. В течение 80 лет Русская служба BBC News является жизненно важным источником точных и непредвзятых новостей для русскоязычной аудитории. У нас выдающаяся команда в Москве и других регионах России. Наш главный приоритет сейчас – поддержать Андрея Захарова, чтобы он и все его коллеги могли продолжить свою работу по освещению событий в России в это важное время».

История вопроса

29 сентября Минюст России также включил в реестр иноагентов медиапроект «ОВД-Инфо», издателя «Медиазоны» Петра Верзилова и главного редактора издания Сергея Смирнова, а также еще 20 региональных координаторов движения «Голос»* и четыре юридических лица.

Закон «О некоммерческих организациях» приняли летом 2012 года. По нему любые НКО, которые получают деньги из-за рубежа, обязаны получить соответствующий статус. Кроме того, организации должны во всех материалах подписывать, что они иностранные агенты. За несвоевременное предоставление данных или их искажение для НКО полагается штраф до 300 тысяч рублей.

В конце 2019 года Госдума приняла закон, позволяющий включить физических лиц в реестр СМИ- иностранных агентов. Человеку могут присвоить такой статус, если он получает любое иностранное финансирование и распространяет «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы», в том числе в интернете.

В 2021 году иностранными агентами в России признали издания «Медуза», VTimes, The Insider, «Дождь» и «Важные истории», а также около двух десятков журналистов. Издание «Проект» объявили нежелательной организацией. Издания «Открытые медиа» и «МБХ медиа» были заблокированы Роскомнадзором из-за того, что Генпрокуратура считает их связанными с «нежелательными» организациями.

* признаны в России иноагентами

** признан нежелательной организацией