Госдума направит президенту России Владимиру Путину обращение о признании самопровозглашенных Донецкой и Луганской Народных Республик. Зачем это нужно России, и какие могут быть последствия — в материале RTVI.
Политолог и президент Центра политических технологий Борис Макаренко рассказал RTVI, что разница между двумя вариантами проектов обращения незначительна. Вариант КПРФ предусматривал прямое обращение к Владимиру Путину, а «Единая Россия» предлагала сначала проконсультироваться с МИДом. При этом, подчеркнул эксперт, в обоих случаях обращение не носит обязывающего характера.
Госдума не приняла бы проект постановления об обращении к президенту России по признанию ДНР и ЛНР, если бы его не поддержала «Единая Россия», указал Макаренко. «А «Единая Россия», естественно, провела соответствующие консультации. Это значит, что этот шаг делается с ведома исполнительной власти как акт публичной политики», – подчеркнул эксперт.
Причина обращения
Политолог и замдиректора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин считает, что триггером одобрения проекта Госдумой стала непродуктивная, по мнению Москвы, встреча политсоветников в Берлине в рамках Нормандского формата 10 февраля.
Эксперт напомнил, что в январе 2022 года аналогичная встреча состоялась в Париже: «[Она] привела к некому согласованному документу на половину странички, где говорилось о том, что «мы будем продолжать работу» и что «хорошо бы договориться». <…> Встреча политсоветников в Берлине не привела вообще ни к чему. Никакого документа там не было подписано. Было многочасовое мероприятие, и ничего не получилось».
Политолог отметил, что одобрение инициативы коммунистов о признании ДНР и ЛНР – это сигналы в рамках Нормандского формата, которые предназначены для Германии и Франции.
«Это обращение будет находиться на столе у президента, когда он будет вести дальнейшие переговоры по поводу дальнейших перспектив Минского процесса. Сегодня в Россию приехал [канцлер Германии] Олаф Шольц, соответственно, это уже может быть одним из аргументов. Что «вот, смотрите, наши депутаты за признание, поэтому давайте, идите на уступки и подталкивайте к этому Украину. И давайте реализовывать Минские соглашения, давайте закон о местных выборах в Донецкой и Луганской областях Украины, чтобы [Киев] принял. <…> А то мы имеем такую опцию, как признание ДНР и ЛНР»», – сказал Макаркин.
Его мнение разделяет политолог и гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Он отметил, что «шумиха по поводу признания ДНР и ЛНР» – это «попытка создать еще один инструмент воздействия на Киев», чтобы вынудить украинскую сторону более полно и последовательно выполнять Минские соглашения. «Это такая угроза, которая будет своего рода фоном для последующих переговоров в рамках Нормандской четверки», – сказал эксперт.
Маловероятный сценарий
Кортунов рассматривает признание ЛНР и ДНР Россией как маловероятный сценарий. По его мнению, такой шаг станет «забиванием последнего гвоздя в гроб Минских соглашений».
«Причем ответственность за развал «Минска» в этом случае будет возлагаться не на Киев, а на Москву. И это освободит украинскую сторону от тех обязательств, которые она взяла на себя 7 лет назад. И [это также] освободит западных участников Нормандского процесса от необходимости оказывать давление на Киев по невыполнению Минских соглашений. В этом случае виноватой оказывается Россия со всеми вытекающими последствиями. А последствия, по всей видимости, будут заключаться в серьезных экономических санкциях», – подчеркнул политолог.
К тому же у Москвы уже есть опыт признания подобных территорий, напомнил эксперт. Речь идет о Южной Осетии и Абхазии. «Считать, что за последние 14 лет [они] превратились в самодостаточные государства, признанные международным сообществом, – ну думаю, это было бы преувеличением. Поэтому, наверное, множить такие случаи – не совсем в интересах Российской Федерации», – добавил Кортунов.
Макаркин, в свою очередь, предположил, что Россия может на каком-то этапе признать независимый статус ДНР и ЛНР. Однако, подчеркнул он, это произойдет только в том случае, если в Москве придут к выводу, что минский процесс не имеет никаких шансов на реализацию.
«А сейчас, как я понимаю, такие надежды есть. И США, и европейские страны подчеркивают, что они предают значение минскому процессу. И украинские власти, хоть и неохотно, но заявляют, что [следуют ему]», – сказал политолог.
Юлия Волобуева