Помощь при расследовании событий в украинской Буче, планы Запада и космические исследования. Что обсудил президент России Владимир Путин с белорусским коллегой Александром Лукашенко на космодроме «Восточный» — в материале RTVI.

О событиях в Буче

Президент Беларуси назвал случившееся в Буче «психологической спецоперацией, которую провели англичане». По его словам, ФСБ России располагает полной информацией о тех, кто ее осуществлял, и может предоставить «адреса, пароли, явки, номера автомобилей, марки их, на которых приехали в Бучу, и как это делали».

Он также пообещал оказать российской стороне всю необходимую помощь в расследовании случившегося в Буче.

Путин, в свою очередь, подчеркнул, что ситуация в Буче является фейком.

По его словам, в Сирии устраивали похожие провокации, обвиняя в применении химического оружия президента страны Башара Асада.

Потом выяснилось, что это фейк. Такой же фейк и в Буче, — сказал российский президент на пресс-конференции.

О спецоперации на Украине

По словам Владимира Путина, спецоперация на Украине идет по плану и «будет продолжаться до полного завершения и достижения целей, поставленных в самом начале».

«Такая непоследовательность [Киева] по принципиальным вопросам создает известные трудности для достижения окончательных договоренностей, приемлемых для всех на переговорном треке. И пока этого не будет — военная операция будет продолжаться до ее полного завершения и решения тех задач, которые были поставлены в начале этой операции», — сказал он.

Президент России также назвал происходящее «трагедией без всякого сомнения», поскольку россияне, белорусы и украинцы — «триединый народ»».

То, что происходит на Украине, — это трагедия, но Александр Григорьевич [Лукашенко] правильно сказал: выбора не оставили. Просто не было выбора, вопрос только был во времени, когда начнется. Вот и все, — заявил глава государства.

Первостепенной задачей на данный момент Путин назвал достижение цели с минимальными потерями. Он призвал «ничего не скрывать» и «объективно освещать работу» российских войск.

Лукашенко отметил, что Россия вовремя начала спецоперацию, поскольку в противном случае по ее территории был бы нанесен «сокрушительный удар».

Если кому-то неймется и он кричит, что не туда влезли, не тогда начали, тогда вы на весы положите вот этот гвалт и то, что можно было бы получить, опоздай хотя бы на полмесяца или месяц, — заочно обратился президент Беларуси к противникам проведения спецоперации.

По его словам, Минск вместе с «российскими друзьями» полностью раскрыл планы Запада — его «гадкую, мерзкую позицию, <…> с первого до последнего часа».

О переговорах с Украиной

Путин считает, что Запад рассматривает Украину как средство достижения собственных целей, которые не имеют ни малейшего отношения к интересам украинского народа.

Он поблагодарил Лукашенко за «личные усилия» по организации двухсторонних переговоров, которые позволили «начать прямой диалог с украинской стороной». По его словам, Беларусь как площадка «вполне подходит» для дальнейших контактов между сторонами в рамках переговорного процесса.

Однако сейчас в этом процессе возникла тупиковая ситуация, подчеркнул российский лидер, обвинив в этом Киев, который «отошел от договоренностей, достигнутых на переговорах сторон в Стамбуле».

«Вышли на определенный уровень договоренностей в Стамбуле, которые заключались в том, что гарантии безопасности для Украины, а украинская сторона выговаривает себе очень жесткие гарантии безопасности, не будут распространяться на территорию Крыма, Севастополя и Донбасса. Затем, как вы видели, последовали наши действия по созданию условий для продолжения договорного процесса. Вместо этого мы столкнулись с провокацией в Буче, и, что самое главное, украинская сторона отошла от своих договоренностей в Стамбуле. Теперь уже требования безопасности — это одно, а вопросы регулирования отношений по поводу Крыма, Севастополя и Донбасса выносятся за рамки этих договоренностей. То есть опять вернулись в тупиковую для себя и для всех нас ситуацию», — пояснил Путин.

О санкциях

Владимир Путин призвал тех, кто вводит санкции, «лучше одуматься». Его также поддержал белорусский коллега.

«Мы говорим им: до свидания», — отметил Лукашенко.

По словам белорусского лидера, Запад развязал против Москвы и Минска «тотальную санкционную войну», однако санкционный «блицкриг» не удался: промышленность и финансовая система работают достаточно стабильно и эффективно, а ставка Центробанка соответствует сложившимся макроэкономическим показателям.

Акцент, как он считает, необходимо сделать на разбюрокрачивание, рост малого бизнеса и появление новых лидеров в экономике России в условиях санкций.

По его словам, в нынешних условиях Россия и Беларусь «должны укреплять интеграцию».

Путин отметил, что Россия сохраняет самые благоприятные цены на нефть и газ для внутреннего потребления в Беларуси, расчеты за них переведены в рубли.

Он сообщил, что на встрече с Лукашенко они обсудили создание единого российско-белорусского оборонного пространства и планы совместных учений.

О космосе

Путин подчеркнул, что Россия сохраняет свое лидерство в космонавтике, намерена возобновить свою лунную программу и развивать космическую отрасль в сотрудничестве с Беларусью — в частности, уже в 2023 году постарается запустить в космос первого белорусского космонавта.

По его словам, Москве и Минску удалось сохранить и приумножить кооперацию в космических исследованиях.

Лукашенко подтвердил, что с помощью России Беларусь «возродила компетенции в космосе», а за счет плодотворного сотрудничества страны вместе смогут перегнать западную космонавтику — даже несмотря на то, что «космос теперь тоже под санкциями».

Ну пусть мы Дмитрию Рогозину дадим плату управления не такую, а вот такую (показывает руками чуть больше). Но полетит корабль и назад вернется. Ведь возвращался же в былые времена. А потом мы их догоним и перегоним. Потому что мы полны решимости это сделать, — поделился президент Беларуси.

Отвечая на вопрос о том, не хочет ли он сам полететь в космос, Лукашенко ответил, что у него «есть кого отправить», и пообещал подумать, но в целом признался, что в принципе испытывает такое желание — при условии, что можно будет вернуться обратно на Землю: «Хотел бы. Раньше думал, что старший брат может меня отправить туда и назад не вернуть. Сейчас уже я так не думаю, так что хотел бы».