В московском офисе правозащитного центра «Мемориал»* состоялась пресс-конференция, посвященная искам Генпрокуратуры о ликвидации «Международного Мемориала»* и его подразделений.

Как сейчас финансируется «Мемориал», о каких суммах в год идет речь, готова ли организация отказаться от иностранных грантов, если российские власти полностью компенсируют их, — в материале RTVI.

«Испытали “удивление, злость и смех”». Об обвинениях прокуратуры

Накануне юристы «Мемориала» закончили изучение материалов дела, по которому прокуратура требует ликвидации организаций и ее подразделений. Ранее надзорное ведомство обвинило НКО в оправдании терроризма и экстремизма, а также обратилось в Верховный суд с требованием ликвидировать «Мемориал»за «систематические нарушения» закона об иностранных агентах. Председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов заявил, что представители организации испытали «удивление, злость и смех», когда получили документы прокуратуры. По его словам, претензии к списку политзаключенных предъявляются не первый раз, но «признаки оправдания экстремизма и терроризма» надзорное ведомство обнаружило в них впервые.

«Мы будем бороться за свои права, но это не может не вызывать улыбку», — добавил Черкасов.

О финансировании

Отвечая на вопрос корреспондента RTVI, Александр Черкасов рассказал, что ежегодно на деятельность «Мемориала» уходит около 100 млн рублей, из них большая часть — иностранные средства. Он пояснил, что организация хотела бы существовать только за счет пожертвований российских граждан, но в связи со спецификой распределения пожертвований такой подход нереализуем.

«Российские деньги — это хорошо. Мы хотели бы жить за счет пожертвований россиян. Но здесь есть некоторые обстоятельства: люди легко жертвуют на то, что им близко и понятно. Так, полтора столетия назад жертвовали “Красному кресту”, а сейчас жертвуют “ОВД-Инфо”. Но на длящуюся работу денег, как правило, не дают», — говорит Черкасов.

Он подчеркнул, что когда-то неправительственные российские организации финансировал основатель нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский: «Но что-то с ним случилось, это был сигнал, и с меценатами что-то стало. Как-то не потворствует меценатам наша власть».

При этом, по мнению Черкасова, существовать исключительно на гранты от российских властей организация не сможет — источник финансирования зависит от темы проекта.

Говоря о финансировании, исполнительный директор «Международного Мемориала» Елена Жемкова подчеркнула, что заявления о том, что организация существует только на иностранные деньги — миф. «У нас есть российские жертвователи. Есть россияне, которые поддерживают нашу работу. Мы живем на разные деньги, разных людей», — сказала она, приведя в пример книгу памяти о жертвах Катыни, которая создана на средства российских граждан.

На конференции также напомнили о резолюции Ассамблеи ООН, которая известна под названием «О защите правозащитников». В «Мемориале» заявили, что документ запрещает дискредитацию неправительственных НКО в случае, если у них есть иностранные источники финансирования. Эта норма абсолютно не учитывались при принятии закона об иностранных агентах, отметили правозащитники.

Ликвидация «Мемориала»

​​11 ноября Генпрокуратура обратилась в Верховный суд с требованием ликвидировать «Международный Мемориал», а также подразделения организации. Еще один иск о ликвидации правозащитного центра «Мемориал» прокуратура Москвы направила в Мосгорсуд. Причиной стали «систематические нарушения» закона об иностранных агентах. Кроме того, организацию обвинили в оправдании терроризма и экстремизма.

Иск о ликвидации «Мемориала» будет рассмотрен 23 ноября.

Правозащитный центр «Мемориал» признали иноагентом в 2014 году, а «Международный Мемориал» — в 2016-м. «Мемориал» неоднократно штрафовали за отсутствие маркировки иноагента.

В «Международном Мемориале» требование прокуратуры назвали «политическим решением об уничтожении общества», которое занимается «историей политических репрессий и защитой прав человека». Организация уверена, что никаких законных оснований для ее ликвидации организации. Совет по правам человека при президенте РФ уже назвал требование прокуратуры несоразмерным и несправедливым.

*признан в России иностранным агентом