Посол США в России Джон Салливан заявил, что Вашингтон готов быстро решить вопрос по предложенным Москвой гарантиям безопасности. Об этом он заявил в интервью газете «Коммерсантъ».

«Мы настроены на быстрое продвижение. Но это требует некоторого времени с нашей стороны, потому что мы должны координировать свои действия с нашими союзниками по НАТО», — сказал он.

По словам посла, страны-участники североатлантического альянса стремятся к тому, чтобы «без промедления» провести переговоры с Россией. Сейчас власти США изучают документы, которые Москва передала в середине декабря в ходе визита госсекретаря Карен Донфрид в столицу. Они были представлены виде некого договора России с НАТО. Однако, как отмечает Салливан, США не вправе вести переговоры по вопросам сотрудничества с альянсом.

Накануне, 23 декабря, во время пресс-конференции президента России Владимира Путина глава государства заявил, что американская сторона создает угрозы другим государствам. В связи с этим он потребовал, чтобы Вашингтон немедленно дал Москве гарантии безопасности.

Незадолго до этого Financial Times со ссылкой на источники писал, что страны-участницы НАТО не смогли договориться о переговорах с Россией о вопросе гарантий безопасности и их формате. По словам собеседников издания, требования, которые выдвинул Кремль, противоречат договорам периода окончания холодной войны. Впрочем, Генсек НАТО Йенс Столтенберг вскоре опроверг эти сообщения.

Проекты договора о гарантиях безопасности

17 декабря МИД России опубликовало проекты соглашений о гарантиях безопасности, которых Москва ожидает от США и НАТО. В частности, российская сторона предложила отказаться от расширения североатлантического альянса на восток. Речь идет в том числе о принятии в его состав Украины, а также ограничениях на размещение вооружений, в частности, ядерных.

В ходе брифинга, посвященного инициативам России по гарантиям безопасности, замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что опубликованные документы должны стать основой дипломатических отношений. По его словам, Россия уже сформировала команду для переговоров с американскими коллегами. Замглавы внешнеполитического ведомства также указал на то, что предложения России должны рассматриваться в комплексе.

Комментируя предложения России по гарантиям безопасности представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил, что инициативы Москвы не учитывают вопросы, волнующие Вашингтон.

В НАТО предложения России по гарантиям безопасности также не оценили. По словам генсека Альянса Йенса Столтенберга, договор между Москвой и Брюсселем должен учитывать интересы Украины. При этом Столтенберг заявил, что альянс готов работать над укреплением доверия между государствами.

Из-за чего возникла необходимость в переговорах

Отношения России и Украины остаются напряженными с 2014 года. Очередной виток обострения произошел осенью 2021 года, когда западные СМИ сообщили, что Москва планирует вторгнуться на территорию соседней страны.

В начале ноября американское издание Politico опубликовало спутниковые снимки, сделанные компанией Maxar Technologies. На их основании издание сделало вывод, что Россия перебросила военную технику в регионы, расположенные недалеко от Украины. Тогда российские власти назвали это сообщение «некачественным вбросом» и опровергли стягивание войск к российско-украинской границе.

В конце ноября глава украинского внешнеполитического ведомства Дмитрий Кулеба заявил, что Россия разместила около 115 тыс. военных рядом с украинской границей в Крыму, а также в самопровозглашенных республиках ДНР и ЛНР. По данным The Washington Post, Москва намерена начать наступление в начале 2022 года со 175 тыс. военных.

Предполагается, что именно перспектива вступления Украины в североатлантический альянс привела к обострению ситуации. В связи с этим президент США Джо Байден поручил своей администрации сделать всё, чтобы предотвратить вторжение российской армии на территорию другого государства. На решение этого вопроса он дал «окно в четыре недели».

Несмотря на попытки провести переговоры и урегулировать вопрос мирно в начале 2022 года, НАТО привело свои силы быстрого реагирования, состоящие из 40 тыс. солдат, в режим повышенной боеготовности на фоне сообщений о том, что Россия может начать войну.