Китай извлекает уроки из военного столкновения России с Украиной для того, чтобы стать более подготовленным к возможной войне с Тайванем. Об этом пишет The New York Times (NYT) на основе анализа около 100 статей в СМИ, в которых китайские военные и исследователи дают оценки боевым действиям.
В частности, китайские аналитики наблюдают за тем, как Россия использует гиперзвуковые ракеты для уничтожения украинских складов с боеприпасами и горючим. Кроме того, исследователей интересует опыт Украины в применении систем спутниковой связи Starlink, которая позволяет ВСУ координировать атаки и отражать попытки россиян отключить их от связи. Аналитики пришли к выводу, что Китаю нужно разработать аналогичную низкоорбитальную спутниковую систему и найти способы выводить из строя похожие системы конкурентов.
В КНР также сочли, что угрозы президента России Владимира Путина применить ядерное оружие удерживают западные страны от прямого вмешательства в украинский конфликт. Это в свою очередь может способствовать расширению китайской ядерной программы, полагают эксперты.
«Российская стратегия ядерного сдерживания, безусловно, сыграла роль в том, что НАТО под руководством США не осмелилось напрямую вступить в войну», — писал генерал-майор и профессор Университета национальной обороны в Пекине Мэн Сянцин в газете Guangming Daily.
В статье для китайского журнала Defence Science & Technology Industry говорится, что Пекину нужно обратить внимание на недоставки в логистике и снабжении российской армии. Авторы заметки отмечали, что Пекину необходимо готовиться к аналогичным вызовам в случае, если Китай будет заниматься «морскими переходами» и «захватом островов» во время войны. NYT полагает, что таким образом аналитики неявно отсылают к возможному вторжению в Тайвань.
Противостояние Китая и Тайваня длится с 1949 года, после того, как Тайбэй объявил от своей независимости от КНР. Китай не признает суверенитет островного государства не признает, при том, что по факту его не контролирует. Однако председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно говорил о том, что Китай будет стремиться к воссоединению с Тайванем и даже допускал возвращение островного государства под контроль силовым путем.
Китайские аналитики, пишет NYT, также делают выводы, что КНР нужно сохранять свои многочисленными наземные войска даже при расширении морских и воздушных сил, а также призывают китайскую армию научиться эффективнее использовать беспилотники, средства связи и спутники.
«[Китайцы] попытаются внедрить эти уроки в свою подготовку, офицерское образование и доктрину, которая сейчас пересматривается», — сказал Джоэл Уатноу, старший научный сотрудник Университета национальной обороны в Вашингтоне.
Кроме того, китайские исследователи обращают внимание на оборудование и разведывательные данные, которые страны НАТО предоставили Украине для противостояния российским войскам. По мнению эксперта аналитического центра Defense Priorities Лайла Гольдштейна, Китай, вероятно, наблюдал за тем, как Киев получал от Запада тысячи переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger и Javelin, и анализировал, какие последствия будут в случае, если Тайвань нарастит запасы таких вооружений.
Изучение российского опыта может убедить Китай в том, что он способен победить в гипотетическом конфликте, считают эксперты, с которыми поговорила NYT. Как пишет газета, официальный военный бюджет КНР составляет $225 млрд — это почти в три раза больше, чем у России. Вместе с тем, огромные производственные и технологические мощности Китая позволяют производить большое количество беспилотников и другого оружия, которого не хватает российским войскам, отмечает NYT.
- Многие государства по всему миру начали «извлекать уроки» из военного конфликта на Украине и стали пересматривать подход к организации своих вооруженных сил, писало в середине февраля агентство Bloomberg. Например, некоторые страны осознали, что необходимо наращивать количество выпускаемых снарядов, расширять военные производства, модернизировать технику и увеличивать расходы на оборону.
- Агентство также отмечало, что, например, Китай в преддверии возможной войны с Тайванем также изучает российский опыт применения дронов и средств радиоэлектронной борьбы.