Пенсионерка Ирина Цыбанева, оставившая записку на могиле родителей президента России Владимира Путина, приговорена к двум годам лишения свободы условно. Такое решение вынес Приморский районный суд Санкт-Петербурга, сообщает объединенная служба городских судов.
В начале октября 2022 года Цыбанева пришла на могилу родителей Путина на Серафимовском кладбище и оставила там записку с оскорблениями президента. В тексте, в частности, содержалась адресованная покойным отцу и матери главы государства просьба «забрать к себе» сына.
Женщину признали виновной по статье «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы» (п.б ч.2 ст.244 УК). По этой статье, как отмечает петербургское издание ЗАКС.ру, чаще всего судят за вандализм, погромы на кладбищах, разрушение памятников и осквернение военных мемориалов.
В ходе прений прокурор утверждал, что Цыбанева своей запиской выражала протест против проводимой президентом РФ внутренней и внешней политики, в том числе использования вооруженных сил России. Однако, учитывая смягчающие обстоятельства (хронические заболевания и раскаяние), он просил суд:
- приговорить пенсионерку к двум годам лишения свободы условно с трехлетним испытательным сроком,
- запретить ей менять постоянное место жительства без ведома приставов,
- запретить ей покидать Санкт-Петербург без ведома приставов,
- запретить ей посещать Серафимовское кладбище.
Цыбанева признала свою вину лишь частично, подтвердив, что действительно написала записку оскорбительного характера в адрес Владимира Путина и принесла ее на могилу его родителей. При этом подсудимая не согласилась с тем, что за это деяние полагается уголовная ответственность.
В своем последнем слове пенсионерка объясняла, что ей 61 год, она вдова и не интересуется политикой, не состоит в политических партиях и никогда не принимала участия в протестных митингах. Свое решение написать записку покойным родителям Путина она объяснила страхом перед ядерной войной, возникшим в процессе просмотра новостей по ТВ. По словам Цыбаневой, она не помнит, какой текст написала, поскольку «совершила необдуманный поступок», «поддавшись эмоциональному порыву».
«Я была уверена, что записку никто никогда не увидит. Записка была свернута текстом внутрь, совсем не привлекала ничье внимание. Из-за травы ее было совершенно не видно. Она была в стороне от места захоронения. Вид места захоронения остался прежний, не изменился. Я не размещала провокационных плакатов, не портила памятник. К месту захоронения не прикасалась», — подчеркивала подсудимая.
Захоронение охраняется, поэтому Цыбанева выжидала удобного момента, чтобы оставить записку. О том, что там установлены видеокамеры, петербурженка не знала. По их записям ее и опознали, когда нашли записку.
Ее адвокат Вероника Карагодина в ходе прений заверяла, что Цыбанева не имела умысла осквернить могилу родителей президента, поскольку из-за вызванного просмотром новостей депрессивного состояния сочла допустимым такой «формат выражения чувств» — и к тому же раньше видела, как люди оставляют записки у часовни Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, и эти послания «по умолчанию никто не читает».
По словам защитника, записи камер видеонаблюдения с кладбища доказывают факт незаметности записки, поскольку, судя по ним, после Цыбаневой к могиле подходили другие люди и не обращали на бумагу никакого внимания. Суд не принял во внимание и этот аргумент.
Подсудимая тоже настаивала на том, что исключала возможность прочтения своей записки кем-либо посторонним. Она свернула «очень маленькую» бумагу текстом вниз, воткнула в землю рядом с решеткой среди травы и присыпала сверху, полагая, что со временем бумага размокнет и по «естественным причинам» исчезнет. Это было подтверждено данными экспертизы, но суд отказался трактовать их в пользу Цыбаневой.
Пенсионерка также утверждала, что пришла на кладбище ради посещения церкви, но по пути ее внимание привлекли «красивые ограды и памятники». «Ноги сами меня принесли к могиле родителей Путина», — рассказала женщина на суде.
Цыбанева оставила записку 6 октября, 10 октября она была задержана, а 12 октября суд отправил ее под домашний арест, хотя следствие просило поместить пенсионерку в СИЗО. В ноябре мера пресечения была изменена на запрет определенных действий — посещения Серафимовского кладбища, общения со свидетелями, выезда из Петербурга, использования интернета и других средств связи.