Временное перемирие с Россией – это путь к дальнейшей эскалации, заявил советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк в интервью «РБК-Украина».

«Мы не будем идти ни на «Минск-3», ни на «Будапешт-2» — это все не имеет смысла. В исторической перспективе, даже краткосрочной, все эти «мински» приводят к грандиозным трагедиям. Все эти договоренности без реальных превентивных механизмов предупреждения войны — не будут действовать», — сказал член украинской делегации.

Подоляк также отметил, что переговорный процесс регулярно продолжается в онлайн-формате и в его ходе украинская сторона рассчитывает определить базовые параметры формульного соглашения о гарантиях безопасности для Украины. Тогда, сказал член делегации, «Украина не только будет тет-а-тет разговаривать с Россией», но и Россия «будет брать на себя обязательства перед целым рядом важных стран», имеющих «мощные армии».

О гарантиях безопасности для Украины

По словам Подоляка, в настоящее время Украина «очень интенсивно» ведет консультации с потенциальными странами-гарантами, в ходе которых им даются «пакеты документов, объясняются позиции, идут дебаты». Возможные гарантии безопасности предполагают, что механизм пошагового решения того или иного конфликта будет юридически закреплен, уточнил советник главы Офиса украинского президента. В итоге, как считает политик, страны-гаранты должны будут точно понимать, какую ответственность они берут и в какой степени готовы оказывать помощь.

«Мы понимаем, что мир привык к определенным формулам безопасности, наработанных в концепциях ООН, ОБСЕ, НАТО и т.д. Все эти формулы в глобальных кризисных ситуациях часто оказываются недействующими. <…> И, понятно, что страны, которые привыкли к одним формулам, а сейчас им предлагают что-то другое, хотят это понять», — добавил Подоляк.

Он уточнил, что любая страна может взять на себя обязательства, но может и отказаться, поскольку это «процесс добровольный».

«Вопрос в том, кто сегодня хочет быть глобальным лидером. В формульном решении, предложенном Зеленским, страны, взявшие на себя обязательства, покажут, что они готовы отвечать за глобальное лидерство, они готовы быть пионерами в новой системе безопасности», — считает Подоляк.

6 апреля президент Украины Владимир Зеленский анонсировал встречу с участием предполагаемых стран-гарантов безопасности, в которой примут участие США, Британия, Турция, Польша, Германия, Франция и Израиль. Он заявил, что полный список возможных гарантов гораздо шире, но перечисленные государства уже «готовы приезжать и обговаривать список гарантий безопасности». Далее стороны должны составить документ и согласовать его с российской стороной, уточнил Зеленский.

О ходе переговоров

Советник главы Офиса президента Украины отказался давать прогноз, когда может состояться следующая очная встреча делегаций. При этом он отметил, что в переговорном фоне «есть некоторое изменение», что связано, в частности, с событиями в украинской Буче.

«Это не вопрос собственно ведения переговоров, а эмоциональный фон, на котором эти переговоры ведутся. Украинское общество сейчас с гораздо большим негативом относится к любой переговорной концепции, которая касается РФ», — заявил Подоляк.

Переговоры в Стамбуле

Последние очные переговоры российской и украинской делегаций на тему урегулирования ситуации на Украине состоялись 29 марта в Стамбуле. По итогам переговоров Украина представила письменные предложения по нейтральному и внеблоковому статусам, отказу от размещения иностранных военных баз и войск и хранения оружия массового поражения. Россия, в свою очередь, заявила, что «кардинально» сокращает военную активность на киевском и черниговском направлениях.

Глава украинской делегации Михаил Подоляк отметил, что вопрос Крыма выступает в роли отдельного пункта договора, в котором Киев предлагает зафиксировать позицию Украины и России в течение 15 лет проводить двусторонние переговоры по статусу Крыма и Севастополя — в этот период использовать армию для решения вопроса запрещено. По словам Подоляка, вопросы, касающиеся территории Донбасса, также вынесены в отдельный пункт.

При этом, как отметил 30 марта представитель киевской делегации Давид Арахамия, пока российские войска не вернутся на свои позиции, которые занимали 23 февраля, Киев не будет подписывать соглашение.