Минобороны США предложило Москве установить специальный канал связи из-за военной операции на Украине, подобно тому, какой существовал в период военной операции России в Сирии в 2015 году. Об этом сообщает американская газета Politico со ссылкой на источники в Пентагоне.
«Мы сообщили русским, что считаем, что необходим канал на оперативном уровне, чтобы мы могли избежать ошибок в расчетах», — заявил изданию один из высокопоставленных чиновников американского Минобороны.
Он пояснил, что подобный канал для переговоров необходим, чтобы оперативно предупреждать противоположную сторону о каких-либо потенциально опасных действиях. Это поможет не допустить незапланированного столкновения между военными силами двух ядерных держав. Вооруженные силы США не участвуют в конфликте, однако высотные самолеты U-2 проводят разведку над Украиной, рассказал один из источников издания.
Ответа от Москвы на это предложение США пока не получили, утверждает собеседник Politico. По информации источников издания, председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США Марк Милли и начальник Генштаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов не общались с момента обострения ситуации на Украине.
В настоящее время в разведке над Украиной военно-воздушные силы США полагаются на высотные самолеты, такие как самолет-разведчик U-2, рассказали собеседники газеты. Он может избежать большинства зенитных ракет и беспилотных летательных аппаратов, поэтому «немного больше терпимости к риску».
«Одна из вещей, которую мы не хотим делать — это напрямую провоцировать конфликт с русскими», — сказал американский чиновник на условиях анонимности.
Ядерная угроза
«Вы видите, что западные страны предпринимают не только недружественные действия в отношении нашей страны в экономической сфере, я имею в виду нелегитимные санкции, о которых все знают. Высшие должностные лица ведущих стран НАТО допускают и агрессивные высказывания в адрес нашей страны», — заявил глава государства (цитата по ТАСС).
«Я буду честен — я нервничаю. В последнее время в Кремле не все было рационально, и поэтому это нехороший знак», — сказал один из ведущих мировых экспертов по российским ядерным силам Павел Подвиг британской газете The Guardian. По словам аналитика, силы сдерживания перешли «в особый режим несения службы» впервые со времен окончания холодной войны.
Задача НАТО сейчас состоит в том, чтобы дать понять президенту России, что у него есть выход из кризиса, вместо того, чтобы подниматься по лестнице эскалации, пишет издание.
«Я думаю, что в интересах всех, чтобы Запад разъяснил, что самые суровые санкции <…> будут отменены, когда будет восстановлен прежний статус-кво. [Но] Западу трудно создать путь к деэскалации. По-видимому, многое зависит от того, как Путин рассматривает внутренние последствия своего отступления, — то, над чем Запад не имеет никакого контроля», — считает Джеймс Эктон, содиректор программы ядерной политики Фонда Карнеги за международный мир. Московский филиал этой организации признан в России иноагентом.
Владимир Путин 24 февраля объявил о проведении специальной военной операции в Донбассе. Президент заявил, что в планы Москвы не входит оккупация Украины — по его словам, речь идет лишь о ее демилитаризации и денацификации. Решение о проведении спецоперации российский лидер принял после обращения руководителей Донецкой и Луганской Народных Республик.
Западные государства резко осудили действия российской армии на Украине и ввели против России санкции. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в ночь на 27 февраля объявила, что Евросоюз и партнеры решили «парализовать» активы российского Центробанка. По состоянию на 18 февраля международные резервы Банка России оценивались в $643 млрд.
На территории Украины объявлено военное положение. Чтобы урегулировать конфликт, Москва и Киев намерены провести переговоры в Гомельской области. Цели Украины на переговорах — прекращение огня и вывод российских военных.