У западных стран не осталось выбора: либо пойти на уступки президенту России Владимиру Путину, либо продолжать сопротивление и ждать новых действий от Кремля. Об этом пишет издание Politico.

«Это игра с высокими ставками: либо Запад уступает и выполняет требования Путина, либо он сопротивляется и рискует увидеть, как далеко зайдет Путин, препятствуя поставкам газа и потенциально лишая себя денег, необходимых его разваливающейся экономике», — говорится в материале издания.

Как рассказал Politico стратег по суверенным рынкам развивающихся стран в BlueBay Asset Management Тимоти Эш, Путин таким образом пытается заставить Европу смягчить санкции: «Он хочет заставить Запад заключать сделки с российскими компаниями, если они хотят продолжать импортировать энергоносители из России».

Опрошенные Politico специалисты уверены, что в подобной ситуации возникнет множество юридических споров. В частности, юрист, знакомый с контрактами «Газпрома», сказал изданию, что изменение любого аспекта долгосрочных контрактов на поставку газа — тяжелое и трудоемкое дело.

Кроме того, как пишет Politico, неясно, как западные страны смогут получить достаточное количество рублей для оплаты российского газа, и даже будут ли они готовы платить в российской валюте. Что произойдет, если покупатели откажутся, тоже непонятно, отметило издание.

Плата за газ в рублях

Президент России Владимир Путин 23 марта поручил в кратчайшие сроки перевести расчеты за поставки газа в «недружественные страны» в рубли. Распоряжение президента коснется прежде всего европейских импортеров — именно на страны ЕС приходится более половины всех российских поставок газа по трубам.

До этого европейские компании могли расплачиваться за поставки российского газа в евро и долларах. Деньги перечислялись единственному российскому экспортеру газа — «Газпрому», который потом должен был сам продавать 80% выручки в зарубежной валюте и покупать на нее рубли. Требование о продаже иностранной валюты было введено с 28 февраля для стабилизации курса рубля.

Анонсированные Путиным меры означают, что, во-первых, в рубли будет конвертироваться уже не 80% выручки от продажи газа «недружественным странам», а все 100%. А во-вторых, если раньше переводить евро и доллары в рубли должна была российская компания-экспортер, то есть «Газпром», то теперь это становится обязанностью самих европейских компаний.