В кратчайшие сроки Россия перейдет на рублевые расчеты за поставки своего газа в «недружественные страны» Европы — то есть те, которые ввели антироссийские санкции после начала военной спецоперации на Украине или присоединились к ним. Об этом Владимир Путин заявил 23 марта на совещании с правительством.

По словам российского лидера, он уже отдал «Газпрому» распоряжение перевести расчеты за поставляемый в Европу газ на рубли «в ближайшее время», а кабинету министров и Центробанку — за неделю определить порядок совершения этих финансовых операций в национальной валюте.

В поручении Путина говорится, что все зарубежные потребители российского газа должны получить возможность «совершать необходимые операции» по «понятной, прозрачной процедуре проведения платежей». В частности, им надо создать условия для покупки рублей на внутреннем валютном рынке России.

При этом, заверил президент, поставки российского газа контрагентам будут продолжены с сохранением всех параметров — и по объемам, и по ценам, — зафиксированных в действующих контрактах. «Российская Федерация дорожит своей репутацией», — заявил глава государства.

Действия стран Запада, которые в рамках санкций заморозили российские активы, Путин назвал фактическим объявлением дефолта по их обязательствам перед Россией и добавил, что такие действия подрывают доверие к их собственным валютам.

Теперь в мире каждый знает, что обязательства в долларах и в евро могут быть не исполнены. Совершенно очевидно, что в этой связи поставлять и в ЕС, и в США и получать оплату в долларах, евро не имеет для нас никакого смысла, — пояснил президент.

Кроме того, российский лидер констатировал, что «ажиотажный спрос» на внутреннем продовольственном рынке уже «фактически спал».

На заявления Путина мгновенно отреагировали рынки: в Европе, по данным Ice Futures, газ подорожал сразу на 10%, его цена поднялась почти до $1 350 за тысячу кубометров. В то же время курс доллара на валютных торгах Мосбиржи впервые с 3 марта опустился ниже 100 рублей, а в какой-то момент — даже ниже 95 рублей.

На фоне обострения ситуации в Донбассе еще до начала спецоперации рубль стал самой нестабильной валютой в мире, опередив по уровню волатильности даже турецкую лиру. При этом в начале февраля журнал The Economist называл российскую валюту самой недооцененной в мире по «индексу бигмака».

После начала военной спецоперации российских войск на Украине, 24 февраля, курс рубля рухнул, а Мосбиржа пережила крупнейшее падение в своей истории. В последующие дни доллар и евро продолжили достигать исторических максимумов по отношению к российской валюте, ставя новые рекорды.