Военная операция ВС России на Украине ставит своей целью прекращение кровопролитной войны, которая началась еще восемь лет назад. Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в эфире RTVI. Также дипломат рассказала о провале переговоров, прошлых опровержениях Москвы о готовящемся вторжении на Украину и о том, почему военные действия начались именно сейчас.

Готова ли Москва к переговорам?

«Эта постановка вопроса удивительна. Мы вели переговоры восемь лет», — подчеркнула Захарова. Она сообщила, что за прошедшие восемь лет не было ни дня, когда российский МИД, спецпредставители, представители в контактной группе, посольства и постпреды в международных организациях не вели бы переговоры.

«Восемь лет шла война, которую почему-то сегодня многие посчитали начавшейся 24 февраля 2022 года. Она восемь лет идет! И восемь лет мы призывали всех, на всех саммитах, во всех форматах, несмотря на санкции, которые вводились, – от персональных до экономических и так далее. Мы призывали к переговорам, мы всегда к этому открыты, но войну надо заканчивать».

О срыве переговоров с Госсекретарем США

«Мы, российская делегация, сегодня должны были находиться в Женеве на переговорах с [Энтони] Блинкеном. За несколько часов до вылета российской делегации – это было, подчеркну, задолго, практически за сутки до начала специальной операции – американская сторона отказывается от переговоров и письменно уведомляет об этом российскую сторону.

То же самое делают те, кто называют себя посредниками – а именно Франция. Какие у вас еще вопросы относительно переговоров и о том, кто их завершил? Кто не собирался их проводить?»

Влияние США на Украину

«Вот это все надо было прекращать. Несмотря на то, что мы видели по телевизору, на радио, в интернете, в микрофон, путем переговоров Запад и не собирался это решать. Невозможно, с одной стороны, вести переговоры о мире, а с другой стороны накачивать Украину оружием. Мало того, натаскивать их боевиков на соответствующие действия, отправлять туда инструкторов под видом якобы учений, а на самом деле проводить боевые операции.

<…> Слушать не хотели. Потому что планы у них были другие: накачать Украину оружием, абсолютно развратить внутреннюю политическую элиту этой страны, разрушить все внутренние управленческие институты в этом государстве, стравить людей друг с другом и дальше просто все это поджечь. А помимо всего прочего, еще внушить мысль (как они очень любят это делать), что неплохо было бы еще и ядерное оружие себе восстановить».

Об украинских нацистах

«Идеология, которая пестовалась, внедрялась и распространялась на территории Украины многие годы – это, конечно, крайне националистическая идеология. Символика и идейное вдохновение, конечно, черпались из периода Второй мировой войны. Вся символика тех батальонов от «Азова» и так далее, которые сейчас стали официально частью вооруженных сил Украины – это нацистская символика. Это не российская сторона нарисовала. Они этим гордились. И приветствия. Может быть факельные шествия никто не помнит?»

О независимости Украины

«Мы восемь лет официально декларировали ДНР и ЛНР в качестве частей суверенного государства Украина. Во-первых, подчеркивая безальтернативность Минских договоренностей, во-вторых, подтверждая дополнительно, что мы рассматриваем их как часть Украины, которые должны вести прямые переговоры. Не было прямого контакта».

О провале Минских соглашений

«До последних дней предпринимались попытки прямого контакта. Но простите меня, девять часов (и это уже не в первый раз) спецпредставитель Козак провел в попытке достучаться до киевского режима. Закончилось все тем, что они начали – это же абсурд, полный! – что пришлось взять словари и смотреть толкование слова на русском языке и на английском. Это саботирование намеренное. Они не собирались выстраивать никаких отношений с этими регионами внутри своего государства. Дальше началась реакция, которая началась».

Почему Москва опровергала планы вторжения на Украину?

По словам Захаровой, никакого «вторжения России на Украину» на самом деле не было, а была только «истерия» в западных СМИ, в процессе которой наугад вбрасывались возможные даты начала войны. Дипломат подчеркнула, что США и НАТО нагнетали ситуацию намеренно, однако сами закрыли дверь переговорного процесса и объявили очередные санкции.

«Когда все опции были уже исчерпаны, после этого началась соответствующая операция. Когда она не проводилась, мы говорили, что она не проводится. Мы подчеркивали, что если это будет зависеть от России, то этого не произойдет. Это значит переговорный процесс. Но когда все практически было аннулировано, когда интенсивность обстрелов кратно возросла, после того, как оттуда пошли колонны людей-беженцев. <…> После этого, да, началась соответствующая операция. После того, как не выдержав этого нечеловеческого ада, ДНР и ЛНР объявили о том, о чем они объявили, мы их признали, подписали соответствующие соглашения, они обратились с просьбой о помощи. Вот ровно в такой последовательности».