Россия и Германия вступили в период противостояния. Об этом 28 октября заявил немецкий президент Франк-Вальтер Штайнмайер в своем обращении к нации, передает Reuters.

По мнению президента, конфликт на Украине разрушил мечту президента СССР Михаила Горбачева «об общем европейском доме», а также привел к «эпохальному разрыву» в отношениях Москвы и Берлина.

«Когда мы смотрим на Россию сегодня, [мы видим, что] в ней не осталось места для старых мечтаний. Наши страны противостоят друг другу», — сказал он.

Как утверждает Штайнмайер, российско-украинский конфликт изменил эпоху. «Это [события на Украине] погрузило нас в Германии <…> в состояние неуверенности, которое, как нам казалось, мы преодолели: [во] время, отмеченное войной, насилием и бегством, опасениями по поводу того, что война перестатет в «лесной пожар» в Европе», — отметил президент.

Кроме того, он осудил «имперскую одержимость» президента России Владимира Путина и его действия, которые дестабилизируют ситуацию в Европе. «Грядут тяжелые годы», — предупредил Штайнмайер.

О том, что из-за конфликта на Украине Европа переживает момент «эпохального перелома», угрожающего «основам европейского мира, которые были заложены после Второй мировой войны и Холодной войны», немецкий президент также заявлял 8 мая. Тогда Штайнмайер обвинил Москву в том, что она больше не признает таких базовых понятий как территориальный суверенитет, свобода выбора союзников и отказ от насилия как средства разрешения политических вопросов

В апреле 2022 года президент Украины Владимир Зеленский отказал Штайнмайеру в визите в Киев. Украинский дипломат объяснял отказ «тесными связями» президента Германии с Россией. Как писал Der Spiegel, Владимир Зеленский также отказывался говорить со Штайнмайером по телефону. По данным издания, впоследствии президент Украины признал свою неправоту.

По итогу 25 октября Штайнмайер впервые с начала российско-украинского конфликта прибыл в Киев, сообщает Reuters. Он пообещал украинской стороне финансовую, политическую и военную помощь. Немецкий президент также отметил, что Германия должна как никто понимать, что означает этот конфликт для мирных граждан.