Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что республика не поддержит вступление Швеции и Финляндии в НАТО. По мнению аналитиков, позицию которых озвучили иностранные СМИ, позиция Анкары вызвана желанием получить определенные бонусы, а не предотвратить расширение НАТО.

Эрдоган считает, что обе страны выступили в «поддержку террористов», когда отказались выдать турецкой стороне представителей Рабочей партии Курдистана (РПК) и последователей проповедника Фетхуллаха Гюлена, которых Анкара считает экстремистами. Также президент был недоволен решением Хельсинки и Стокгольма отказаться от поставок Турции некоторых видов оружия из-за участия турецких военных в боевых действиях в Сирии.

The Wall Street Journal (WSJ) пишет, что заявление турецкого лидера «внесло неопределенность» в вопрос вступления двух скандинавских стран, потому что для одобрения заявки должно быть согласие всех 30 членов НАТО. Слова Эрдогана, отмечают журналисты, призваны «привлечь внимание к ключевой роли [Турции] в НАТО и попытаться добиться уступок от западных стран» на фоне участия в разрешении конфликта между Киевом и Москвой.

Кроме вопроса с поставками оружия и выдачей подозреваемых в связях с курдами, Турция также требует от Финляндии и Швеции ликвидировать все СМИ и организации, связанные с РПК, пишет WSJ. В то же время в публикации приводятся слова помощника Эрдогана Ибрагима Калина, который заявил следующее: «Мы не закрываем дверь [для новых членов НАТО]. Но для нас этот вопрос связан с национальной безопасностью Турции».

Директор аналитического центра Edam в Стамбуле Синан Ульген считает, что такая позиция Анкары позволит поторговаться с Вашингтоном по поводу поставок оружия, особенно самолетов F-16. Кроме того, Турция хочет добиться уступок по Сирии, отмечает он. WSJ утверждает, что в итоге страны НАТО придут к компромиссу по Финляндии и Швеции.

The Washington Post считает, что, несмотря на риторику Эрдогана, Турция, Финляндия и Швеция договорятся в рамках переговоров о варианте, который устроит все три страны. По версии издания, слова турецкого лидера направлены на местных националистов, чтобы заручиться их голосами перед выборами в 2023 году. При этом в публикации неоднократно подчеркивается, что Анкара не собирается накладывать вето на право Хельсинки и Стокгольма стать членами НАТО.

Independent сравнил заявление Эрдогана с «ушатом холодной воды». Между тем, отмечает издание, НАТО и США уверены, что Турция не будет препятствовать членству Финляндии и Швеции. Кроме того, дипломаты сообщили Reuters, что на Эрдогана будет «оказано давление», чтобы он уступил, потому что появление этих стран в альянсе значительно укрепит позиции НАТО в Балтийском море.

The Guardian пишет, что позиция Турции может «замедлить» процесс расширения НАТО, но вряд ли остановит его, поскольку остальные члены альянса настроены иначе. Между тем журналисты также считают, что Анкара лишь хочет добиться определенных уступок для себя за изменение своей риторики.

  • На состоявшемся 16 мая в Москве саммите ОДКБ российский лидер Владимир Путин заявил, что Россия не воспринимает вступление Финляндии и Швеции в НАТО как угрозу, поскольку — в отличие от Украины — не имеет с этими странами территориальных споров. Однако, по словам президента, на определенные действия сил альянса на территориях этих государств может последовать ответная реакция.