Издания «Медуза»*, «Дождь»*, «Медиазона»*, «Холод», «Бумага», The Bell, «Такие дела», Moscow Times, «Новая газета» и другие опубликовали заявление в поддержку журналиста Ивана Сафронова, в котором потребовали его немедленного освобождения и пересмотра дела.
«Обычный поиск в интернете показал, что обвинения в адрес Ивана Сафронова не выдерживают критики: использованная информация на момент написания им материалов находилась в открытом доступе, где ее мог увидеть каждый. Кроме того, обвинение никак не подтвердило и то, что журналист имел доступ к секретным материалам и тем более передавал их какой-либо разведке. В деле нет и доказательств получения им вознаграждения от иностранных спецслужб. В целом обвинительное заключение представляет собой описание активной и качественной журналистской работы Ивана Сафронова — и противоправной деятельности ФСБ, установившей слежку за ним еще в 2014 году», — отмечается в публикации.
Авторы обращения также настаивают на необходимости отвода состава суда, который «доказал делом свою предвзятость и ангажированность», а также на проведении расследования в отношении должностных лиц, допустивших нарушения в ходе следствия.
Вместе с тем редакции изданий требуют оправдания и освобождения журналиста.
«Иван Сафронов не пошел на сделку с совестью и не оговорил себя, хотя ФСБ не раз предлагала ему признать вину и раскрыть свои журналистские источники в обмен на уменьшение наказания. Требование приговорить Сафронова к невероятному сроку в 24 года — это месть, в том числе за твердость духа журналиста и отказ идти на сотрудничество», — говорится в заявлении.
Дело Ивана Сафронова
Советника главы Роскосмоса, бывшего корреспондента «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова арестовали по подозрению в госизмене 7 июля 2020 года.
По версии следствия, в период с 2015 по 2019 год журналист за вознаграждение собирал и передавал представителям иностранных разведок секретную информацию, «в том числе в отношении военно-технического сотрудничества России с государствами, входящими в Организацию Договора о коллективной безопасности, а также странами Ближнего Востока, Африки и Балканского полуострова».
В частности, по данным адвокатов Сафронова, следствие считает, что в декабре 2015 года он за $248 передал имеющему двойное гражданство России и Германии политологу Демури Воронину информацию о деятельности российских войск в Сирии, которую тот, в свою очередь, переслал представителям Цюрихского университета Швейцарии и Федеральной разведывательной службе Германии.
Сам Сафронов свою вину не признает. Он считает, что уголовное дело связано с его журналистской деятельностью. Журналист рассказывал, что ему предлагали заключить досудебное соглашение, но он отказался.
Прения сторон
За день до прений издание «Агентство» опубликовало обвинительное заключение по делу Сафронова. Из него следует, что ни один из свидетелей обвинения ничего не знает о преступлениях, которые вменяют журналисту.
Во время прения сторон в Мосгорсуде, 30 августа 2022 года, прокурор Борис Локтионов попросил суд приговорить журналиста к 24 годам колонии строгого режима. Статья 275 УК РФ, по которой обвиняется Сафронов, предусматривает максимальное наказание в 20 лет лишения свободы, но журналисту вменяются два эпизода.
Помимо этого, обвинение потребовало назначить Сафронову штраф в размере 500 тыс. рублей, а также «конфисковать полученные преступным путем доходы» и добавить двухлетнее ограничение свободы после освобождения (предполагает запрет посещать определенные места и накладывает обязанность регулярно отмечаться в инспекции).
Адвокаты Сафронова сообщили, что гособвинитель Эльвира Зотчик в перерыве заседания предложила журналисту признать вину в обмен на срок в 12 лет лишения свободы, однако он отказался.
В тот же день «Русская служба Би-би-си» выпустила материал, в котором говорится, что уголовное дело в отношении Сафронова может быть связано с его публикацией в «Коммерсанте» от 18 марта 2019 года. В материале со ссылкой на двух топ-менеджеров предприятий оборонной промышленности говорится, что Россия подписала с Египтом контракт на поставку нескольких десятков истребителей, контракт оценивается в $2 млрд.
Би-би-си утверждает, что после публикации в «Коммерсанте» египетские чиновники направили как минимум два письма в российскую Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) с требованием опровергнуть ее.
Дальнейшая судьба контракта России с Египтом неизвестна, однако в мае 2020 года ТАСС со ссылкой на военно-дипломатический источник сообщал, что на авиационном заводе им. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре началось производство Су-35, предназначенных для поставки египетским ВВС по заключенному в 2018 году контракту.
Иван Сафронов находится в СИЗО более двух лет. Приговор журналисту вынесут 5 сентября в 16:00. Как сообщили в пресс-службе Мосгорсуда, постановочная часть приговора пройдет в открытом режиме.
* признаны в России СМИ-иноагентами