В Еврейской автономной области завершено строительство российской части первого железнодорожного моста через реку Амур в Китай, сообщает РИА Новости. Свою часть китайская сторона построила еще в 2018 году.
Торжественная церемония завершения строительства трансграничного моста Нижнеленинское — Тунцзян прошла 27 апреля. Объект принял вице-премьер и полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
«Строителям удалось преодолеть все трудности природно-климатического характера. Масштабы инфраструктурного сооружения соответствуют его значению для развития российско-китайского экономического сотрудничества, особенно в ситуации новых вызовов со стороны «недружественных» стран», — заявил полпред главы государства.
Трутнев отметил, что открытый мост станет «ключевым звеном нового экспортного маршрута, стимулом для создания на Дальнем Востоке новых производств и логистических хабов, улучшит транспортную доступность сразу нескольких регионов Дальнего Востока». При этом Трутнев не назвал дату открытия движения по новому мосту.
{CITATION«Мы готовы к открытию мостового переезда с российской части, как только китайские партнеры объявят об открытии своего», — сказал вице-премьер.}
Первый мост в Китай
Россия и Китай подписали соглашение о строительстве первого железнодорожного моста через Амур в июне 2013 года. Длина построенного сооружения составляет более 2,2 км, из которых на российскую часть приходится 309 м. Мост однопутный с совмещенной колеей российского и китайского стандартов. Проект реализовывали Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) через Российско-китайский фонд (CIC), РЖД и ВЭБ.ДВ. Стоимость строительства составила около 10 млрд рублей, пропускная способность моста ожидается на уровне 21 млн тонн грузов в год.
«Коммерсантъ» отмечает, что проект моста пришлось пересматривать из-за возникших трудностей, включая необходимость углубления русла Амура с российской стороны. Изначально срок сдачи проекта был намечен на 2018 год, однако затем его неоднократно сдвигали. Китай достроил свою часть объекта в 2018 году, как и планировалось.
Разворот экспорта на восток
На фоне западных санкций, введенных против России после начала спецоперации на Украине и ставших самыми масштабными за всю историю, Москва снова начала активно говорить о необходимости наращивания торговли с азиатскими партнерами.
На совещании по ситуации в нефтегазовом секторе 14 апреля российский президент Владимир Путин говорил о необходимости диверсифицировать экспорт сырья и «ускорить реализацию инфраструктурных проектов — железнодорожных, трубопроводных, портовых — которые уже в ближайшие годы позволят перенаправить поставки нефти и газа с запада на перспективные рынки — на юг и восток».
«Будем исходить из того, что в обозримой перспективе поставки энергоресурсов в западном направлении все-таки будут сокращаться. Поэтому важно закрепить тенденцию последних лет: шаг за шагом переориентировать наш экспорт на быстрорастущие рынки юга и востока. Для этого уже в ближайшее время нужно определить ключевые объекты инфраструктуры и приступить к их строительству», — заявил глава государства.
«Нужен еще один Транссиб»
При этом эксперты указывают, что пропускная способность российской транспортной инфраструктуры на востоке уже исчерпана. В частности, министр угольной промышленности Кемеровской области Олег Токарев 15 апреля оценил ситуацию с поставками угля на восток как «критическую». На загруженность ключевых железнодорожных маршрутов жаловался и губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, написавший об этом президенту Владимиру Путину 1 апреля. Для разгрузки Восточного полигона глава региона предложил сократить транзит грузов в контейнерах («вплоть до полного исключения»).
Партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин в беседе с RTVI отмечал, что у России уже заняты все мощности по доставке в Китай как нефти с газом, так и угля.
«Для того, чтобы что-то сделать, нужно еще один нефтепровод построить в ту сторону или расширить Транссиб, чтобы цистернами перевозить нефть. Этого пока нет. Если что-то и будет сделано, то на протяжении, может, 7-10 лет, а может быть, нескольких десятилетий, чтобы обеспечить это. По газу та же самая система, — говорил Крутихин. — У нас сейчас на востоке полностью заняты все транспортные возможности по поставкам угля на тихоокеанское побережье в порты или в Китай. Для того, чтобы туда отправлять больше угля вместо продажи в Европу или вообще на запад, необходимо строить, как я уже сказал, еще один Транссиб или БАМ, или еще что-то такое. Потому что этого всего нет».
«Узость» инфраструктуры мешает и поставкам из Китая бытовых товаров, о чем заявил RTVI основатель и гендиректор консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков. «У нас всего четыре пограничных перехода на всей протяженности большой длинной границы. Их пропускная способность не обеспечит товарами не то что там европейскую часть России, она не обеспечит необходимыми товарами даже Урал и Сибирь так, чтобы не заметить и не почувствовать разницы», – пояснил он.