Позиция России относительно вступления Украины в Евросоюз изменилась и теперь схожа с позицией по членству Киева в НАТО. Об этом 12 мая заявил заместитель постпреда Москвы при ООН Дмитрий Полянский в интервью UnHerd.

Полянский воздержался от прямых заявлений относительно того, как Москва относится к желанию Украины вступать в ЕС, но указал, что членство Киева в союзе европейских государств больше не может быть частью мирного соглашения с Россией.

Заместитель постпреда добавил, что позиция Кремля изменилась после слов главы европейской дипломатии Жозепа Борреля о том, что украинско-российское противостояние должно быть разрешено «на полях сражений».

Шаги Украины на пути в ЕС

Украинский президент Владимир Зеленский подал заявку на вступление Украины в Евросоюз через четыре дня после того, как Россия начала свою военную спецоперацию. В Кремле к этому поначалу отнеслись сдержанно.

«ЕС — это не военно-политический блок, <…> в плане вопроса стратегической безопасности эта тема лежит в другой плоскости. В конституции Украины ориентированность на вступление в ЕС зафиксирована письменно. Наверное, этот процесс следует рассматривать отдельно», — сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

В конце марта, после нескольких раундов российско-украинских переговоров, глава российской делегации Владимир Мединский сообщил, что Киев предложил включить в соглашение с Россией формулировку о том, что Москва не будет против вступления Украины в Евросоюз. Резких возражений со стороны Кремля снова не последовало.

В середине апреля Украина передала Евросоюзу первую часть анкеты-опросника, которую должны заполнить страны, претендующие на членство в организации. 9 мая украинский президент Владимир Зеленский сообщил о передаче второй части.

При этом в тот же день президент Франции Эмманюэль Макрон во время выступления в Европарламенте заявил, что Киев «благодаря своей борьбе и мужеству уже является ключевым членом нашего союза», но при этом процесс принятия Украины в состав ЕС может занять месяцы или годы.

Однако слова Борреля, которые, как указал Полянский, привели к пересмотру российской позиции, были произнесены еще 9 апреля. Официальный представитель МИД России Мария Захарова тогда заявила, что Европейский союз из экономической организации превратился в «отдел экономических сношений НАТО».