Вечером 9 ноября министр обороны России Сергей Шойгу по предложению командующего Объединенной группировкой войск на Украине Сергея Суровикина отдал приказ отвести войска из Херсона на левый берег Днепра. Как на это отреагировали российские политики, чиновники, военкоры и журналисты, а также украинская сторона — в материале RTVI.

«Не надо говорить о «сдаче» Херсона»

Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил, что «главная цель сегодняшнего маневра — защита населения при максимальном сбережении личного состава».

«Все мы помним Мариуполь [значительная часть города была разрушена в ходе боевых действий — прим. RTVI], и не только его. Повторять такое нельзя. Нам нужно время и терпение — то, что всегда помогало нам побеждать. Силы, воли и боевого духа хватает сполна», — отметил он.

В целом, Турчак повторил слова Суровикина, объясняя вывод войск из Херсона: российские войска могли оказаться там отрезанными от снабжения, в такой ситуации удерживать оборону было бы сложно, а также существует угроза подрыв Каховской ГЭС, что привело бы к гибели военных и гражданских. «Наши ребята под Херсоном подвергались огромному риску», — сказал секретарь генсовета «Единой России».

По словам российского бизнесмена Евгения Пригожина, называющий себя основателем ЧВК «Вагнера», решение, которое было принято Суровикиным об отводе войск, «непростое». Однако командующий, как утверждает Пригожин, «поступил как мужчина, не боящийся ответственности» и «сделал это организованно, без страха взяв на себя всю полноту принятия решений». «Операция по выводу войска всегда крайне сложна. Повернувшись к противнику спиной, невозможно покидать позиции», — говорит Пригожин.

Он также отметил, что вывод войск с минимальными потерями будет «величайшим достижением», которое предстоит сделать Суровикину, однако подчеркнул, что вывод войск — это «не победный шаг в этой войне». «Но важно не агонизировать, не биться в паранойе, а сделать выводы и работу над ошибками. А после этого понять, кто прав, кто виноват и в чем суть проблемы», — считает основатель ЧВК «Вагнера».

Архивное фото
AP

С мнением Пригожина согласился глава Чечни Рамзан Кадыров. По его словам, глава ЧВК «очень точно заметил, что Суровикин спас тысячу солдат, находящихся в фактическом окружении».

«В данной сложной ситуации генерал [Суровикин] поступил мудро и дальновидно — эвакуировал мирное население и отдал приказ о перегруппировке. Так что не надо говорить о «сдаче» Херсона. «Сдают» вместе с бойцами. А Суровикин и солдат бережет, и занимает более выгодную стратегическую позицию — удобную, безопасную», — утверждает он.

Главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян, в свою очередь, сравнила отвод войск из Херсона со сдачей Москвы французам во время войны 1812 года.

«»Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва — вся Россия будет потеряна». Кутузов. Замените слово «Москва» на слово «Херсон». Возможно, станет понятнее. Я точно знаю, что никому это решение не было легко. Ни тем, кто его принимал, ни нам, кто понимал, что так будет, и все равно молился, чтобы так не было. Потому что альтернатива одна — положить в голой степи группировку, закидать телами мобиков и открыть дорогу на Крым. Неужели так было бы лучше?», — отмечает главред телеканала.

«Мрачный день»

Военкор ВГТРК Евгений Поддубный назвал решение об отводе войск «военной необходимостью». «До конца хотелось верить в то, что ситуация изменится и «непростых решений» не будет, но нет. Российская территория, которая оккупирована противником увеличилась, летняя компания не в нашу пользу, но это плоды весенних действий», — сказал Поддубный.

Другой репортер ВГТРК Андрей Руденко утверждает: уйдя из Херсона, российские войска «сковали большую группировку» украинских войск на Херсонском направлении, поскольку мосты над рекой Днепр взорваны и для Вооруженных сил Украины (ВСУ) «нереально» наступать в таких условиях. В то же время, по словам Руденко, украинская группировка не может отойти от Херсона, поэтому ВСУ потеряет «не меньше людей, чем мы в ВОВ [Великую отечественную войну — прим. RTVI]» с учетом того, как Москва снабжена беспилотниками, современным реактивным системами залпового огня (РСЗО) и другими видами артиллерии.

«И напротив, оставлять нашу группировку в Херсоне — это попросту потерять людей. За спиной река, мостов нет, переправа — под постоянным огнём противника. Потери были бы колоссальные. Поэтому решение вывести наших парней из-под удара — единственное верное и тактически правильное», — считает репортер ВГТРК.

Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин, известный также под никнеймом Colonelcassad, критически относится к решению об отводе войск: он отметил, что такой шаг — это следствие неустраненных проблем, которые возникли в начале лета из-за того, что России не удалось взять Николаев. Он также предположил, что уход российских войск из Херсона «будет иметь ощутимые последствия для общественного сознания», поэтому Украина «наверняка будет это использовать». В том случае, если Россия не сможет занять крупные населенные пункты и продвинуться в ходе зимнего наступления, то «череда военных неудач будет накапливать куда как более серьезное внутреннее недовольство, нежели санкции».

«С военной точки зрения это самое серьезное чисто военное поражение [России] с 1991 года. В нашем случае это уже [третье] серьезное военное поражение после Балаклеи и Красного Лимана [оба города перешли под контроль Украины в сентябре — прим. RTVI]. <…> В общем, мрачный день. Его предстоит пережить. Рубец на сердце останется», — считает Рожин.

Архивное фото
Wolfgang Schwan / Anadolu Agency via Getty Images

«Срежессированные телевизонные заявления»

Глава офиса президента Украины Андрей Ермак, в свою очередь, коротко написал: «Кое-кто думает, что очень хитрый. Но мы на шаг впереди». Что именно имел в виду Ермак, он не уточнил.

Советник Офиса президента Украины Михаил Подоляк сказал, что еще слишком рано говорить о выводе российских войск из Херсона. «Пока над Херсоном не развевается украинский флаг, говорить о выводе российских войск нет смысла», — подчеркнул он. После этого Подоляк также написал в Twitter’e, что «действия говорят громче слов», и Киев не видит признаков того, что «Россия покидает Херсон без боя».

«В городе сохраняется значительная часть российской группировки, в регион стягиваются дополнительные резервы. Украина освобождает территории, опираясь на данные разведки, а не срежиссированные телевизионные заявления», — заявил он.

Похожее мнение высказала и руководитель пресс-центра украинских Сил Обороны Юга Наталья Гуменюк. «Заявление российского командования может являться частью информационно-психологической операции, чтобы создать ложное впечатление о подлинных намерениях», — считает она.

«Херсонщина — четко понимаем, что в планах у врага, поэтому действуем соответственно. Аккуратно, продуманно и в интересах освобождения всей нашей территории: укрепляем свои позиции, ломаем российскую логистику, последовательно уничтожаем потенциал врага удерживать в оккупации юг нашей страны», — заявил президент Украины Владимир Зеленский, не комментируя напрямую решение Москвы об отводе войск из Херсона.

По словам советника Офиса президента Украины Алексея Арестовича, бои на правом берегу Днепра «еще будут продолжаться некоторое время», после чего последует «непростой период стабилизационных мероприятий».

«Уважаемые херсонцы. Вот мы и возвращаемся. Вот вы и возвращаетесь. Добро пожаловать домой», — сказал Арестович.