Следственный комитет Карелии сообщил RTVI о судьбе останков, которые Российское военно-историческое общество обнаружило на мемориальном кладбище «Сандармох» в конце августа 2018 года. Как следует из ответа СК, их до сих пор не перезахоронили.
Как пояснили в СК, вопрос о захоронении останков «в настоящее время решается». Согласно заключению судмедэкспертов, речь идет об останках четырех мужчин и одной женщины «европеоидной расы, возрастом от 20 до 53 лет, ростом от 163 до 183 см».
На черепах каждого нашли огнестрельные ранения, но при этом в СК отметили, что определить причину смерти не удалось из-за того, что на месте захоронения обнаружены только кости.
По информации RTVI, экспертизы провели еще осенью 2018 года в Петрозаводске, тогда же останки вернули в Медвежьегорский район, на территории которого расположен Сандармох. Ни Российское военно-историческое общество, ни власти Карелии не выступали с заявлениями о результатах экспертизы и не обнародовали планы повторного захоронения.
Останки пяти человек нашли в августе 2018 года в границах урочища Сандармох. По версии руководителя экспедиции Олега Титберии из Российского военно-исторического общества (РВИО), поисковики обнаружили могилу военнопленных, якобы расстрелянных финской армией.
Но российские и финские историки неоднократно критиковали предположение военно-исторического общества о том, что в Сандармохе происходили расстрелы красноармейцев. В то же время сведения о расстрелах 6241 советских репрессированных подтверждены документально: это осужденные лагерей Беломорканала, заключенные с Соловецких островов и жители Карелии.
Против версии РВИО выступил и директор Медвежьегорского краеведческого музея Сергей Колтырин, которого назначили куратором работ в Сандармохе. В октябре 2018 года его арестовали по обвинению в педофилии. В конце мая суд приговорил его к девяти годам колонии общего режима.
Историк Юрий Дмитриев, который нашел захоронения репрессированных советских граждан в Карелии, с конца июня 2018 года находится под стражей в Петрозаводске по второму уголовному делу. Его обвиняют в сексуальном насилии по отношению к приемной дочери.