Мосгорсуд не стал изымать 62 земельных участка и семь домов у бывшего сотрудника «банковского» отдела ФСБ Андрея Васильева, которого обвиняли в крупном мошенничестве и взятках. Генпрокуратура оценивала активы экс-силовика в 1,1 млрд рублей. Об этом пишет «Коммерсантъ». Ранее дело в отношении Васильева было прекращено, рассказывал RTVI.

Генпрокуратура считает, что Васильев приобрел все свои объекты недвижимости через коррупционные связи, поэтому ведомство потребовало их конфисковать. В декабре 2021 года суд в Москве по иску прокуратуры конфисковал имущество Васильева, его отца и бывшей жены — 28 из 90 земельных участков, принадлежащих семье бывшего сотрудника ФСБ, а также один из восьми домов в Московской области, которыми владеют родственники обвиняемого.

Суд объяснил свое решение тем, что конфискации подлежало лишь недвижимое имущество, которое стало собственностью семьи Васильева в период с 1 января 2013 года, когда был принят «антикоррупционный» закон № 230 (он обязывает госслужащих декларировать свое имущество), по 19 марта 2014 года — тогда Васильев уволился из ФСБ. Прокуратура и фигурант дела оспорили решение суда.

Кроме того, адвокат бывшего сотрудника ФСБ Александр Гофштейн убедил суд в том, что один из домов Васильева конфисковали «случайно», и попросил вернуть его семье. Защитнику удалось доказать, что особняк построили уже после того, как обвиняемый ушел в отставку.

Помимо недвижимости, у Васильева и его семьи нашли Lexus LX450D, коллекцию из 17 экземпляров в основном золотых наручных часов брендовых марок, а также $7 млн. Генпрокуратура утверждала, что оценка всего имущества экс-сотрудника ФСБ, которое попало под арест, — около 1 млрд 159 млн рублей.

В конце декабря 2021 года Московский гарнизонный военный суд прекратил за истечением срока давности уголовное дело против Васильева и снял с него домашний арест, писал RTVI.

Дело, по которому проходит Андрей Васильев

Андрей Васильев с апреля 2019 года проходил обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 Уголовного кодекса России) вместе с бывшим заместителем начальника управления «К» ФСБ Дмитрием Фроловым и начальником «банковского» отдела управления «К» ФСБ Кириллом Черкалиным.

Следствие считает, что в 2011 году Васильев, Фролов и Черкалин вынудили бизнесменов Сергея Гляделкина и Игоря Ткача передать 49% от уставного капитала компании «Юрпромконсалтинг» — компания занималась строительством жилого комплекса в столичном микрорайоне Левобережный — своим партнерам Владимиру Столяренко и Александру Бондаренко. В случае отказа силовики угрожали им уголовным преследованием по делу бывшего вице-мэра Москвы Александра Рябинина.

Фролова и Черкалина также обвиняют по части 6 статьи 290 Уголовного кодекса — «Получение взятки в особо крупном размере». По версии следствия, с 2007 по 2013 год фигуранты дела ежемесячно получали от руководства банка «Кредитимпэкс» 0,1% (по €100–150 тыс.) от операций с «ненадлежащими контрагентами» в качестве платы за покровительство. Кроме того, вместе с ними по делу проходит акционер банка «Кредитимпэкс» Георгий Шкурко, которого обвиняют в передаче взятки должностному лицу в особо крупном размере.

Черкалин свою вину признал. В 2021 году его приговорили к семи годам колонии. Остальные фигуранты дела, в том числе и Васильев, продолжали настаивать на невиновности. Фролов и его адвокаты также согласились с прекращением дела о мошенничестве за истечением срока давности. Его защита просит изменить ему меру пресечения с содержания в СИЗО на домашний арест.

Судья Московского гарнизонного военного суда Константин Селезнев объяснял, что срок привлечения обвиняемых к уголовной ответственности по делу о мошенничестве истек 8 декабря, то есть спустя 10 лет после того, как они получили юридическую возможность распоряжаться похищенным имуществом.

Сначала и Васильев, и Фролов выступали против прекращения дела о мошенничестве, аргументируя это желанием доказать собственную невиновность в суде. Впоследствии они изменили свою позицию.