Франция имеет основания претендовать на роль уполномоченного представителя ЕС в диалоге с Москвой и не только. Об этом RTVI рассказал руководитель Центра французских исследований института Европы РАН Юрий Рубинский, комментируя переговоры президента Франции Эмманюэля Макрона и российского лидера Владимира Путина.

«Прорывов каких-то и конкретных решений очевидно достигнуто еще не было. Но во всяком случае [встреча] была, как обе стороны считают, полезной», – отметил эксперт.

По его словам, в нынешнем контексте высокой напряженности и отсутствия доверия между Западом и Востоком (как в Европе, так и за ее пределами) стремление Франции и Германии принять активное участие в переговорном процессе вполне объяснимо. В том числе и потому, что обе эти страны после выхода Великобритании из Евросоюза можно считать ведущими державами в ЕС.

Франция занимает с 1 января место председателя Совета Евросоюза. И поэтому имеет основания претендовать на роль уполномоченного представителя ЕС в диалоге с Москвой и не только.

Рубинский напомнил, что Макрон претендовал на эту роль с самого начала своего избрания в 2017 году. При этом первым руководителем крупной державы, которого он пригласил через две недели после своего избрания, был Владимир Путин. Впоследствии он не раз принимал российского лидера в летней резиденции французских президентов — форте Брегансон, равно как и сам неоднократно бывал в России, отметил эксперт.

По словам Рубинского, сейчас во Франции проходит избирательная компания. Президентские выборы состоятся в апреле 2022 года. И тот факт, что Макрон решил пойти на контакт с Москвой в нынешней сложной обстановке, говорит, что в перспективах борьбы за президентский пост во Франции, «безусловно, присутствует стремление избирателей к разрядке напряженности». И Макрон надеется в этом смысле добиться каких-то результатов, добавил политолог.

«Добился он их или нет? Пока сказать рано», – отметил он.

Вес Макрона и Европы в переговорах

Путин не раз заявлял, что наибольший вес в решении беспокоящих Москву вопросов безопасности имеет мнение Соединенных Штатов. Однако политолог обратил внимание, что на этом фоне не только президент Франции стремится выступить в качестве переговорщика, – он также «принимается Москвой как достаточно весомый собеседник».

Пять с половиной часов беседы в Москве. И перед этим они [с Путиным] еще беседовали неоднократно по телефону или по удаленной связи. <…> Европа здесь должна играть свою роль и пытается ее играть. И тот факт, что Россия с этим соглашается, сам за себя говорит.

«Тем более, что теперь Макрон прямо из Москвы направится в Киев и будет говорить с президентом Украины. А до него с президентом Соединенных Штатов встречался ближайший партнер Франции по Евросоюзу, новый канцлер Германии Олаф Шольц. Эта роль Евросоюза, прежде всего в лице Франции и Германии, она довольно логична», — отметил Рубинский.

Готовность России участвовать в переговорном процессе по смягчению напряженности с европейскими коллегами говорит о том, что рассматривать деятельность Евросоюза «просто как маневры второстепенного порядка было бы преждевременно», подчеркнул эксперт.

Общие интересы России и Франции

Политолог считает, что в ходе переговоров какие-то точки соприкосновения между Россией и Францией были найдены. Рубинский пояснил, что для Франции речь идет не только о главном очаге напряженности вокруг Украины и расширении НАТО.

Французский контингент в Африке в ближайшие годы сокращается вдвое и отчасти заменяется в Мали бойцами из российского ЧВК. По мнению эксперта, для Франции это вопрос о том, останется ли она в африканских странах, своих бывших колониальных владениях, как крупный игрок.

«Она [Франция] пытается привлечь туда своих партнеров по Евросоюзу и американцев, но пока без особых успехов. Вопрос сейчас ребром стоит: не предстоит ли Франции повторить не самый убедительный уход Соединенных Штатов из Афганистана в прошлом году? Это серьезная угроза», – отметил политолог.

По словам Рубинского, Россия и Франция заинтересованы в продвижении переговоров по иранской ядерной программе. Соглашение с Ираном было заключено в 2015 году, но предыдущий президент США Дональд Трамп вышел из него. Теперь ведутся переговоры, чтобы возобновить это соглашение. Если это не будет достигнуто, возникнет реальная угроза конфликта с применением ядерного оружия на Ближнем Востоке, поскольку Иран не признает право Израиля на существование, указал эксперт. Он добавил, что убежден, что этот вопрос затрагивался на встрече Макрона и Путина, хотя об этом и не объявлялось на пресс-конференции.

Важную роль также играет то, что главным направлением политики Соединенных Штатов сегодня является конфронтация с Китаем. Как в глобальном масштабе, так и, прежде всего, в Юго-Восточной Азии. И Франция, и Евросоюз при этом «практически не принимаются всерьез» США и Китаем, считает политолог. Это показали последние события аннулирования заказа Франции на подлодки для Австралии и создания нового оборонного альянса, «азиатского НАТО» — в виде объединения США, Австралии и Великобритании, добавил он.

«На этом фоне обмен мнениями с Россией был для Франции весьма желательным, и я думаю, что какие-то результаты были достигнуты, – обе стороны подтвердили наличие точек соприкосновения. Сейчас Макрон направляется в Киев, Шольц только что обменивался мнениями с Байденом в Вашингтоне. Так что процесс идет. Будем надеяться, что он даст какие-то результаты», – подвел итоги эксперт.

Юлия Волобуева