Национальная комиссия по правам человека начала в Новой Зеландии кампанию «Сбавь обороты» («Dial it down»). Она направлена на борьбу с агрессивным и токсичным поведением в интернете, пишет The Guardian. Как заявили изданию в организации, эти шаги связаны с тем, что люди выплескивают в сети напряжение, скопившееся за время пандемии и антиковидных ограничений.
В городах страны начали появляться плакаты в пастельных тонах, на которых изображены мультяшные персонажи. «Что бы сказала твоя мама?» – спрашивает один из них, предлагая новозеландцам задуматься над тем, что они пишут в соцсетях. Герои плакатов также просят интернет-юзеров «сбавить обороты», «прочитать, прежде чем нажать enter» и «комментировать с достоинством».
Комиссар по правам человека Пол Хант пояснил, что кампания потребовалась из-за «растущей волны социального раскола и антиобщественного поведения». По его словам, за последние семь месяцев в организацию поступило больше жалоб на оскорбления, чем за предыдущий рекордный годовой максимум. Ежемесячное количество обращений выросло почти вдвое — с 525 до 956 в среднем.
«Люди действительно напряжены и злы. <…> Два года пандемии – это очень, очень тяжело. Люди испытывают финансовые, эмоциональные, умственные трудности, они чувствуют себя беспомощными и пытаются справиться с этим. И иногда для этого люди действительно набрасываются на что-то другое – или на кого-то другого», – заметил Хант.
Как отметила историк культуры из оклендского университета Te Pūnaha Matatini Кейт Ханна, с середины 2021 года в социальных сетях значительно чаще наблюдается экстремистская направленность обсуждений. Кроме того, исследователи отмечают увеличение общего объема вербальных ссылок на линчевание и сексуальное насилие, а также женоненавистнических высказываний и ненормативной лексики. По словам ученой, такой тон общения стал обычным явлением на основных интернет-платформах.
«[Одна] вещь, которая кажется мне действительно шокирующей, – это уровень вульгарности. Я знаю, это звучит ханжески, но я не ханжа, клянусь. <…> Меня шокирует, когда я вижу на Facebook людей в возрасте 60-70 лет, которые похожи на мою маму или тетю и используют слово на букву „C” [англоязычное ругательство, которое дословно означает женские половые органы, в переносном значении — „неприятный или тупой человек”]. Это не то, к чему мы привыкли», – призналась Ханна.
Агрессии стало больше не только в интернете, но и в жизни
Как отмечает The Guardian, особенно внушительный поток оскорблений обрушился на журналистов, которые информируют общественность о политике властей в области пандемии. Это приводит в бешенство тех, кто считает их «правительственными лакеями», и противников антиковидных ограничений, указывает издание.
Иногда агрессия, с которой приходится сталкиваться журналистам, принимала пугающие формы, заметила председатель парламентской пресс-галереи Новой Зеландии Майки Шерман. По ее словам, митингующие, которые протестовали у здания парламента против обязательной вакцинации, любили рассказывать журналистам, что скоро их «предадут суду» и убьют за государственную измену.
«У репортеров толстая кожа, мы привыкли иметь дело с конфронтацией, это часть работы. Но ситуация обостряется до такой степени, что возникает реальная озабоченность, учитывая типы выдвигаемых угроз», — сказала журналист.
«Только что мне сказали, что меня собирается убить женщина, держащая табличку с надписью „Любовь — лекарство”», — рассказала репортер 1 News Кристин Холл.
Противники вакцинации – не единственные, за кем замечено агрессивное поведение во время пандемии, подчеркнул Пол Хант. Он сообщил, что в Национальную комиссию по правам человека также поступает множество жалоб от людей, которые были освобождены от обязанности носить маски по инвалидности. Люди на улицах часто воспринимали отсутствие медицинской маски как безответственное поведение и начинали оскорблять их.
В России уровень агрессии в обществе за время пандемии также вырос, отмечают эксперты. Как объяснил в эфире RTVI президент «Высшей школы методологии» Андрей Курпатов, рост раздражительности и агрессий среди людей связан не только с самими антиковидными ограничениями. Выраженный стресс вызывает так называемый кризис адаптации, когда людям приходится приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. Это порождает чувство тревоги и уязвимости, из-за которых людям кажется, что вокруг стало «больше врагов», добавил психотерапевт.