Национальный совет по электронным СМИ Латвии принял решение аннулировать лицензию на вещание телеканала «Дождь»*. Глава совета Ивар Аболиньш заявил, что решение об этом принято «в связи с угрозой национальной безопасности и общественному порядку». Телеканал прекратит вещание в кабельных сетях 8 декабря. RTVI собрал реакцию политиков, журналистов и общественных деятелей на решение латвийских властей.

Претензии к «Дождю»* возникли у властей Латвии после вечернего прямого эфира 1 декабря. Во время него журналист канала Алексей Коростелев напомнил зрителям об электронной почте и телеграм-боте канала, куда можно отправлять информацию о нарушениях при проведении мобилизации в России, а также произнес такую фразу: «Мы надеемся, что многим военнослужащим, в том числе, мы смогли помочь, например, с оснащением и с просто элементарными удобствами на фронте». Эту фразу расценили как заявление о том, что «Дождь»* якобы помогает российским военнослужащим на фронте.

Главный редактор «Дождя»* Тихон Дзядко* заявил, что канал «не занимался, не занимается и не будет заниматься помощью с оснащением российской армии — на фронте или за его пределами». Руководство «Дождя»* также решило уволить Коростелева. Уже после отзыва лицензии гендиректор канала Наталья Синдеева* в интервью «Медузе»* назвала это решение ошибочным: «Конечно, за ошибку не увольняют — а мы все знали, что это ошибка. Можно было убрать его из эфира, остановиться, подумать. Мы сделали плохо, понимали, что делаем плохо. Нам, конечно, очень противно от этого».

После решение латвийских властей «Дождь»* выступил с коротким комментарием: «Телеканал перестанет вещать в кабеле, но останется на YouTube. Мы продолжаем работать и считаем несправедливыми и абсурдными все обвинения в наш адрес». Синдеева также заявила РБК, что «Дождь» будет получать новую лицензию в другой стране.

«Репортеры без границ», международная неправительственная организация

Глубоко сожалеем о решение Национального совета по электронным СМИ Латвии аннулировать лицензию российского независимого канала «Дождь»*, находящегося в изгнании. Хотя нарушения, в которых они обвиняют, заслуживают критики, это серьезный удар по свободе информации.

Анна Монгайт*, ведущая «Дождя»*

«Латвия лишила «Дождь»* лицензии. Мы продолжаем работать, остаемся в ютубе , но теряем часть кабельных сетей. Мы умеем проходить сложности эпического масштаба и не считаем нашу миссию выполненной. Но я хотела бы сказать, что в происходящем есть доля участия каждого хейтера, который оттаптывался в эти дни на «Дожде»*, обвиняя нас в преступлении, которого мы не совершали.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России

Все время кому-то кажется, что где-то лучше, чем дома. И кому-то кажется, что где-то свобода, а дома несвобода. Вот это один из ярких примеров, которые демонстрируют ошибочность таких иллюзий.

Михаил Подоляк, советник главы офиса президента Украины (в эфире Breakfast Show)

Я считаю, что должен выступать везде. Потому что если ты оставляешь площадку, то ты оставляешь ее тем людям, которые будут говорить другую позицию. Украине важно на всех площадках расставлять акценты. <…> Мне кажется и госпожа [глава информационной службы «Дождя» Екатерина] Котрикадзе*, и господин Дзядко* заняли достаточно внятную позицию, четко расставили акценты, приняли надлежащие решения, в том числе, управленческие. И мне кажется, они в принципе объяснили свою позицию. Абсолютно точно, что это позиция является антивоенной и проукраинской. Мне кажется, это было внятно. Я буду давать [комментарии] всем площадкам. Очень важно масштабировать свою позицию.

Татьяна Фельгенгаэур*, журналистка

Лучи поддержки коллегам с «Дождя»*. Решение аннулировать лицензию — глупое и вредное. Я уверена, что зрители останутся с «Дождем»*, а идиоты, которые радуются произошедшему, просто идиоты.

Кирилл Мартынов*, главный редактор «Новой газеты. Европа»

Я призываю латвийские и европейские медиа проявить солидарность с «Дождем»*.

Алексей Венедиктов*, бывший главный редактор «Эха Москвы»

Моя солидарность с «Дождем»* неизменна. Тихон [Дзядко]*, Катя [Котрикадзе]*, Наташа [Синдеева]*!

Анна Наринская, журналистка

Я уверена, что те, кто принял это решение, те, кто его инициировал и поддержал, те, кто накликивал, — будут его стыдиться. Выражаю свою поддержку журналистам и сотрудникам «Дождя»*.

Лев Шлосберг, политик

У этого решения, безусловно, полностью внутриполитические мотивы: это прямая популистская реакция на запрос радикальной части латвийского общества, требующей полной дерусификации медийного и политического пространства страны. На этой волне сейчас держится в Латвии парламентское большинство и, соответственно, правительство. Это желание управлять страной, опираясь на силу ненависти. И это очень опасно.

Самые неприятные последствия будут для самой Латвии, в которой за тридцать лет после обретения независимости так и не найден устойчивый баланс мирного сосуществования людей разных национальностей. Это решение — продолжение внутреннего гражданского противостояния. Русские в Латвии тоже смотрели и слушали «Дождь»*. Это позволяло им сохраниться в культуре и языке. Прекращение вещания «Дождя»* — это удар по образу жизни и этих людей: как граждан, так и неграждан.

И ещё важно: «Дождь»* показывал, что есть другие русские, и они не поддерживают официальную политику России. Это понимание разрушает усилия пропаганды, говорящей о том, что все русские одинаковы и заслуживают только уничижения и мести.

Андрей Клишас, члена Совета Федерации

«Дождь»* и «свобода слова» в Евросоюзе.

Мария Захарова, официальный представитель МИД России

В помощь Западу для выработки реакции в отношении Латвии собрала цитаты заявлений Госдепа, Белого дома, натовцев о том, как плохо не давать «Дождю»* нормально работать. Ничего не нужно заново придумывать, просто пусть вместо слова «Россия» вставят в свои же недавние заявления слово «Латвия». Дарю. Бесплатно. Пользуйтесь в Госдепе на здоровье.

*внесены Минюстом России в реестр иноагентов