Резкий рост цен на продовольствие и топливо после начала спецоперации России на Украине стал причиной увеличения числа политиков-популистов, пишет газета The Wall Street Journal (WSJ). Внутренние экономические проблемы проверяют на прочность готовность европейцев поддерживать антироссийские санкции, отмечает издание.
Как указано в публикации, сочетание почти стагнирующей заработной платы и растущих цен побуждает европейских граждан к протестной активности. Давление на правительства, чья популярность ослаблена непопулярными антиковидными ограничениями, также усиливается. Всё это «испытывает политическую устойчивость западных демократий», пишет WSJ.
Изменения в предпочтениях европейских избирателей, в частности, демонстрируют результаты первого тура президентских выборов во Франции. Марин Ле Пен, главная конкурентка действующего президента Эмманюэля Макрона, получила более 23% голосов. Предвыборная кампания Ле Пен была сосредоточена на экономических последствиях растущей инфляции. Она проводила митинги в небольших сельских городах, обещая снизить налоги на топливо и другие предметы первой необходимости, а также дать предприятиям стимулы для повышения заработной платы.
Не сильно от нее отстал и Жан-Люк Меланшон от левой партии «Непокорившаяся Франция», получивший 22% голосов. Его кампания также была сосредоточена на ценах, заработной плате и социальных пособиях. За самого Макрона при этом отдали голоса чуть меньше 28% избирателей.
В свою очередь, в Италии стремительно набирает очки лидер итальянской антииммигрантской партии «Лига» Маттео Сальвини. Он тоже сконцентрировал свое внимание на экономике и налогах.
Европейцы недовольны ростом расходов
Сами европейцы недовольны тем, что экономика их стран не может восстановиться после пандемии из-за санкций против России, отмечает WSJ. Существенный рост своих расходов, согласно проведенным соцопросам, ожидают 82% немцев, 79% итальянцев и 78% испанцев.
Особенно ощутимы для европейцев цены на энергоносители. К марту 2022 года их стоимость выросла на 12% по сравнению с предыдущим месяцем и почти на 45% по сравнению с прошлым годом.
Морена Коломби, работающая в косметической компании недалеко от Милана, заявила WSJ, что ее последний двухмесячный счет за отопление составил €1250 (примерно 108,5 тысячи рублей по курсу ЦБ). За тот же период 2021 года она могла платить €450.
При этом в начале 2022 года зарплата в Евросоюзе выросла только на 1,5% относительно предыдущего года, а уровень инфляции составил 4,7%. Таким образом, реальные доходы граждан упали на 3,1%. «Мрачное настроение вызывают вопросы о том, насколько европейские избиратели готовы терпеть экономические издержки того, что, похоже, перерастет в затяжную конфронтацию с Россией», — резюмирует WSJ.