Видеохостинг YouTube не планирует уходить из России, чтобы пользователи могли и дальше получать независимые новости о боевых действиях на Украине. Об этом 24 мая заявила генеральный директор сервиса Сьюзан Воджицки в ходе одной из сессий форума в Давосе.
По словам Воджицки, нынешний конфликт на Украине показал, что информация играет крайне важную роль в современном обществе и может быть оружием.
«Причина, по которой мы все еще работаем в России, состоит в том, что мы верим в важность доставлять до российской аудитории независимые новости. Мы верим, что крайне важно помогать гражданам страны понимать, что происходит, и иметь возможность взглянуть на это глазами внешнего мира», — заявила Воджицки.
Она пояснила, что YouTube используется в разных гуманитарных целях: врачи помогают пациентам на поле боя, дети получают образование на украинском языке. «Так что мы правда очень важны и в гуманитарном аспекте тоже», — добавила гендиректор сервиса.
YouTube против RT
В день выступления Воджицки в Давосе, 24 мая, телеграм-канал RT сообщил, что YouTube заблокировал канал директора вещания телеканала RT, журналиста Антона Красовского. О причинах решения не сообщается.
После начала военной спецоперации России на Украине YouTube начал блокировать каналы российских государственных СМИ и их сотрудников. В середине марта видеохостинг также удалил канал программы Красовского «Антонимы».
Осенью 2021 года YouTube удалил два немецких канала редакции российского телеканала RT без возможности восстановления. Главный редактор RT Маргарита Симоньян назвала эти действия «настоящей медийной войной, объявленной государством Германия государству Россия», и призвала российские власти ввести ограничения на работу в стране немецких СМИ, а также принять санкции против самого YouTube.
В середине марта 2022 года YouTube ограничил доступ к каналам RT и RTД. Как и в случае с личным каналом Красовского, при попытке зайти на страницу телеканала видеохостинг сообщал, что «этот канал недоступен для просмотра» в России. О причинах блокировки также не сообщалось.
На форуме «Новые горизонты» в середине мая Симоньян назвала YouTube «вражеским инструментом». По ее мнению, как только люди или СМИ, которые поддерживают Россию в конфликте с Украиной, становятся успешными на платформе, их сразу блокируют.
YouTube и спецоперация
Российские власти неоднократно упрекали YouTube в предвзятом отношении. После начала спецоперации на Украине в конце февраля поводов стало значительно больше, поэтому на разных уровнях начались разговоры о возможном закрытии сервиса в России.
C началом спецоперации YouTube заблокировал каналы российских СМИ, финансируемых за счет государства. Ограничения коснулись МИА «Россия сегодня», ТАСС, ВГТРК, РБК, РЕН ТВ, НТВ, «Москвы 24», Первого канала и пр.
Также в связи со спецоперацией американский видеохостинг полностью приостановил на неопределенный срок все функции монетизации для пользователей из России. Россиянам стали недоступны подписки на Premium и Music Premium, спонсорство, мерч и другие функции площадки, приносившие ранее доход. Кроме того, YouTube отключил показ рекламы российским пользователям — отчисления с нее помогали блогерам получать часть дохода.
В начале апреля YouTube заблокировал официальный канал Госдумы России. Официальный представитель МИД Мария Захарова прокомментировала решение площадки лаконично, посоветовав пользователям поскорее переносить контент на российские платформы.
«Судя по всему, YouTube себе приговор подписал», — написала Захарова в своем телеграм-канале.
Предложения о блокировке YouTube поддерживались на высоком уровне, в том числе в Госдуме и Совете Федерации. Вице-спикер нижней палаты парламента Петр Толстой увидел в видеохостинге «ресурс, ведущий откровенно подрывную и антироссийскую деятельность». Депутат Антон Горелкин назвал блокировку сервиса неизбежной.
Без крайних мер
17 мая глава министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев заявил, что, несмотря на претензии с различных сторон, российские власти не намерены блокировать YouTube в России.
«Мы не планируем закрытие YouTube. Прежде всего, когда мы что-то ограничиваем, мы должны четко понимать, что наши пользователи не страдают. Задача наша, чтобы у нас был свой конкурентноспособный аналог, который появится не потому, что мы закрыли YouTube, а чтобы он развивался в конкуренции», — заявил Шадаев на форуме «Новые горизонты».
Министр также отметил, что не считает правильным путем закрытие российского интернета по китайской модели. Однако власти, по его мнению, все же должны ограждать пользователей от чрезмерного давления и токсичного контента.
По словам министра, полное закрытие какого-либо сервиса может применяться только как крайняя мера и только после того, как внутри страны создана альтернатива закрываемому ресурсу.
«Если только это не переходит определенную грань, когда возможности по доступу к этой аудитории используются, чтобы навязывать информационную повестку, которая враждебна для нашей страны», — добавил Шадаев.