Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 14 июля распорядился создать в стране благоприятные условия для иностранных компаний, ушедших или намеревающихся покинуть российский рынок. Ухудшит ли такое поручение отношения Казахстана с Россией, и сможет ли Нур-Султан в полной мере воспользоваться открывшейся возможностью — в материале RTVI.
О чем заявил Токаев
По словам президента Казахстана, каждая вторая из почти 1,4 тыс. крупных зарубежных компаний приостановила деятельность или полностью ушла с российского рынка. Касым-Жомарт Токаев назвал происходящее в этой связи «глобальной борьбой за инвестиционный капитал» и увидел «хорошие возможности» для республики. Между тем он раскритиковал казахстанских министров, которые, как считает Токаев, до сих пор в этом направлении ограничиваются совещаниями, что нельзя назвать эффективной работой.
Глава государства также заявил, что стране важно обеспечить прозрачность и эффективность работы геологической отрасли, потому что это сдерживает развитие отрасли и приводит к коррупции. Тайную продажу земель «различным фаворитам и дельцам» допускать нельзя, сказал он. Кроме того, Токаев напомнил, что несколько лет назад планировалось создать оцифрованный банк данных минеральных ресурсов с открытой геологической информацией.
Интернет-издание Tayga.Info отмечает, что в Казахстан также переезжают и некоторые российские компании, например, завод «Урал» по производству мотоциклов. Это связано с двумя факторами: нехваткой комплектующих и приостановкой импорта в Россию. При этом в Ирбите Свердловской области продолжат делать рамы и элементы корпусов. Министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев отметил, что российские предприниматели заключили договор аренды.
В поисках выгоды
Конкуренцию за лучшие возможности и экономические показатели никто не отменял, в том числе между участниками одного и того же союза, сказал в разговоре с RTVI первый замглавы комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин, комментируя распоряжение Токаева. В этом случае президент Казахстана ищет для своей страны выгоду в том, чтобы республика стала хабом для тех компаний, которые уходят из России.
Парламентарий отметил, что российским властям хорошо известно, что после начала военной спецоперации в Армению, Грузию и Азербайджан из страны выехали очень многие люди и компании, которые, с учетом наложенных на Россию санкций, пытаются там организовать свой бизнес. «Казахстан тоже является для отдельных лиц желанной гаванью. С этой точки зрения, то, что для нас является проблемой, для него становится возможностью. В этом духе, наверное, нужно понимать заявление господина Токаева. Нет сомнений в том, что он ищет свою выгоду. Вопрос лишь в том, как далеко [Казахстан] зайдет в этом», — добавил Затулин.
Сценарий, при котором уходящие из России компании могут оказаться в Казахстане, не покидая при этом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), лучше, чем их выход за его пределы, считает парламентарий. Однако даже в этом случае для российской экономики все равно создаются неудобства.
«Впечатления от такого рода заявлений могут быть разные. Как известно, господин Токаев за последнее время много чего наговорил, что вызвало неоднозначную реакцию в России, начиная с его выступления на Петербургском экономическом форуме. С другой стороны, нет оснований для того, чтобы его как бы пригвоздить к позорному столбу за поиск своей выгоды. Мне кажется, мы были бы наивными людьми, если бы думали, что кто-то ее не ищет», — сказал депутат.
По словам Затулина, на фоне заявления Токаева ставить вопрос о сомнениях в союзничестве двух стран оснований нет. Он отметил, что такого рода вопросы появляются, когда возникают ситуации, где требуется проявить солидарность, пойти в чем-то навстречу. «Безусловно, мнение о том, является ли Казахстан надежным союзником или ненадежным союзником, должно формироваться в кругах российского руководства», — заключил парламентарий.
Мнения политологов
Политолог Аркадий Дубнов считает призыв главы республики к созданию благоприятных условий для иностранных компаний в Казахстане органичной реакцией лидера государства. Токаев готов воспользоваться тем, что его страна оказывается более привлекательной с точки зрения инвестиционного климата для уходящего из России иностранного бизнеса.
«Думаю, ни о какой конкуренции речи здесь нет, вижу в этом только позитивный настрой на сотрудничество. Понятно, что кто-то хотел бы видеть в этом недружественную по отношению к России позицию, но зачем априори придерживаться точки зрения, близкой к экономической мизантропии? Здесь проявление естественной, разумной заботы о своей стране и ее экономике. Когда в России были хорошие времена, мы тоже готовы были привлекать иностранные компетенции», — напомнил Дубнов в разговоре с RTVI.
Политолог из Казахстана, политконсультант Димаш Альжанов, в свою очередь, отмечает, что ситуация с зарубежными компаниями требует детального анализа. «Нужно разобраться, о чем именно идет речь. Например, есть ли среди этих компаний российские, которые, с учетом открытого рынка, получат доступ к товарам, недоступным в России из-за санкций», — пояснил он RTVI.
В целом, если не вдаваться в подробности, это нормальная практика, которая не идет вразрез с интересами Москвы, считает политолог.
«Россия в ближайшее время будет изолированной страной, и вполне нормально, чтобы Казахстан использовал эту возможность. Другое дело, сможет ли республика воспользоваться этим в достаточной степени. Ведь речь в большей степени идет не о самой релокации, а о создании благоприятных условий для компаний, которые готовы осуществлять свою деятельность в рамках ЕАЭС, но уже через Казахстан», — сказал эксперт.
Возможность привлечения в Казахстан уходящих с российского рынка иностранных компаний обсуждалась и ранее, в том числе когда санкции против России только вводились. «Но, насколько мне известно, у правительства до сих пор нет четкого плана действий на этот счет, так что здесь потребуется доработка», — резюмировал Альжанов.
Отношения Казахстана и России
Казахстан сейчас находится в непростой ситуации — государство пытается одновременно поддерживать союз с Россией и не портить отношения с Западом. Нур-Султан не намерен помогать Москве обходить санкции, заявлял замглавы администрации президента республики Тимур Сулейменов в интервью европейскому порталу Euractiv: «Меньше всего мы хотим, чтобы к Казахстану применялись вторичные санкции». Минфин Казахстана подготовил проект приказа, который фактически запретит поставки санкционных товаров в Россию.
Токаев в присутствии Владимира Путина называл Донецкую и Луганскую Народные Республики «квазигосударственными образованиями» и говорил, что Казахстан не намерен их признавать. Он также подчеркивал, что не Россия, а Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) направила миротворцев во время массовых протестов и беспорядков в Казахстане в январе 2022 года. «Некоторые лица перевирают эту ситуацию, утверждая, что Россия спасла Казахстан, а Казахстан должен теперь вечно служить и кланяться в ноги России. Я считаю, что это совершенно неоправданные рассуждения, далекие от реальности», — заявлял Токаев.
В то же время Казахстан в числе 35 государств воздержался при голосовании Генассамблеи ООН при принятии резолюции, осуждающей военные действия России на Украине. Также Казахстан был против исключения России из Совета ООН по правам человека. Президент Токаев с начала года дважды побывал в России — на саммите ОДКБ в мае и Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) в июне.
Генри Достоевский