Диверсанты в Курской области. Что известно о нападениях на курский аэродром и его окрестности

15 августа 2022

Обстрелы, взрывы и диверсии стали частью жизни приграничных российских городов и сел. Среди самых громких историй — диверсия в аэропорту Курска. Корреспонденты RTVI выяснили на месте, откуда на самом деле обстреливали аэропорт, почему эту атаку можно считать самой дерзкой за последнее время, и что стало с диверсантами, совершившими это нападение.


Курская область. Подсолнухи, перелески и тихие сельские пейзажи. Но это только на первый взгляд. Близость к границе и зоне боевых действий постоянно напоминает о себе. По словам местных жителей, приграничные села обстреливают регулярно, чуть ли не каждый день. И к обычным для российской глубинки сетованиям на разбитые дороги и равнодушие чиновников прибавились жалобы на взрывы и «прилеты».

Но наиболее острая проблема — диверсанты, которые, как говорят местные жители, просачиваются через границу на территорию России. Самая громкая история — атака на аэропорт Курска. Этот случай, если доверять основной версии, поражает своей дерзостью. Аэропорт используют и охраняют военные, и находится он на приличном расстоянии от границы — больше 110 километров. Поэтому предполагаемое проникновение диверсантов в район военного объекта в глубоком тылу вызвало большой общественный резонанс.

6 августа стало известно, что в Курской области пресекли попытку диверсии на территории аэропорта. Вскоре после этого телеграм-канал Baza сообщил, что аэропорт обстреляли пятью 45-мм минометными снарядами. Согласно заявлению областной администрации, жертв и разрушений удалось избежать.

Вскоре после инцидента глава Курской области Роман Старовойт сообщил, что диверсия «была пресечена», и пострадавших на аэродроме нет. А в телеграм-каналах появились сообщения о том, что диверсантов не то задержали, не то ликвидировали. Но многие детали не попали в СМИ.

Например, на месте корреспондентам RTVI удалось выяснить, что за несколько дней до атаки недалеко от аэропорта, в районе поселка Маршала Жукова, средства ПВО засекли и сбили неопознанный беспилотник. Очевидцы полагают, что он должен был разведать местность.

По утверждению жителей окрестных сел, территорию аэропорта обстреляли не из поселка Подлесный, как ранее сообщали СМИ, а из лесополосы рядом с СНТ «Ромашка-3», что намного ближе. Кроме того, вокруг аэропорта, во всех прилегающих поселках, живут в основном военные. Поэтому проникновение сюда диверсионной группы выглядит особенно невероятным.

На предполагаемой точке обстрела сейчас дежурит усиленный наряд полиции. От нее до аэродрома — менее 500 метров: диверсанты подобрались к особо охраняемому объекту очень близко и били практически «прямой наводкой».

Настигли их уже недалеко от границы, в районе села Капыстичи. Местные жители слышали звуки перестрелки в соседней роще. По их словам, одного из нападавших убили, еще двоих взяли живыми, а «остальные» ушли через реку Сейм и скрылись.

Помимо этого выяснилось, что недалеко от села диверсанты устроили схрон с оружием и боеприпасами. Военные обнаружили его, когда прочесывали приграничные поселения в этом районе. Особенно тщательно проверяли заброшенные дома: именно там преступники могли скрываться днем.

Вскоре сельская администрация в Капыстичах на специальном собрании сообщила жителям о частичном задержании диверсионной группы, попросила всех проявлять осторожность и сообщать о появлении незнакомых машин и людей. Информацию о «частичном» задержании диверсантов подтвердили в беседе с корреспондентами и сотрудники ДПС, дежурившие на дороге.

Другой важной историей стал подрыв опоры ЛЭП в Курчатовском районе, недалеко от Курской АЭС. По словам местных жителей, после этого проблемы со светом наблюдались не только в окрестных поселках, но и в самом Курске. Возникли даже перебои с водоснабжением — по всей видимости из-за временного отключения электронасосов.

Попытки подрыва опор линий электропередачи предпринимались в Курской области неоднократно. Первый подрыв произошел 4 августа недалеко от деревни Любицкое. Вторая попытка подрыва ЛЭП произошла 9 августа в районе села Прямицыно.

Что касается обстрелов, то обитатели приграничных сел говорят, что в последнее время они стали «нервировать» все чаще. Но далеко не все здесь поддаются эмоциям: в окрестностях живет немало военных — и действующих, и отставных. Это люди опытные и осведомленные. Те из них, с кем удалось поговорить, даже смогли обрисовать примерную тактику провокаторов: чаще всего границу они не пересекают, точно прицеливаться не стремятся, а иногда и вовсе стреляют наугад.

По словам одного из местных жителей, с технической точки зрения типичный обстрел выглядит так: c украинской стороны границы подъезжает несколько человек на гражданских машинах. Они быстро достают миномет, дают несколько не очень прицельных залпов, и так же быстро скрываются. Выследить и перехватить их очень трудно, поэтому продолжать подобные атаки они могут долго.

Впрочем, между атаками приграничные села и города выглядят довольно мирно: люди на улицах спокойны, магазины работают, а в кафе и ресторанах местные гуляки засиживаются до позднего вечера.

Есть в приграничной зоне и совсем тихие места. Например, в районе газонасосной станции, обеспечивающей газопровод, идущий в Европу. Местные жители полагают, что противник избегает эту цель, опасаясь вызвать недовольство западных союзников. Здесь, всего в семи километрах от границы, о напряженной обстановке напоминают лишь редкие и глухие отзвуки взрывов во время отдаленных обстрелов, и инспекторы ДПС, которые советуют не сходить с обочин — в округе могут попадаться мины.