Реклама
Истории
16:11
12 Мая 2020 г.
На сайте «Ведомостей» опубликовали расследование об издателе газеты — он оказался должником банка «Роснефти»
Поделиться:

На сайте «Ведомостей» опубликовали расследование об издателе газеты — он оказался должником банка «Роснефти»

Фотография:
Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

Четыре российских издания — «Ведомости», «Медуза», Forbes и The Bell — выпустили совместное расследование, в котором выяснили, что главным кредитором издателя деловой газеты «Ведомости» является банк, связанный с «Роснефтью», а ее бывший владелец Демьян Кудрявцев получил выгоду от покупки издания в размере €14 млн. Материалы вышли на фоне возможной сделки по продаже газеты, а также конфликтов журналистов «Ведомостей» с новым исполняющим обязанности главного редактора. Подробнее о расследовании — в материале RTVI.


UPD. Бывший владелец «Ведомостей» Демьян Кудрявцев заявил, что продажа газеты была единственной альтернативой банкротству. По его словам, личная выгода здесь не при чем — кредит, который Кудрявцев получал на покупку издания, был погашен еще в начале 2020 года. Кроме того, бывший владелец обвинил авторов расследования в сокрытии информации. Он заявил, что шеф-редактор «Ведомостей» Дмитрий Симаков сам вел переговоры о продаже с миллиардером Дмитрием Босовым, который собирался сделать газету более патриотической.

Кудрявцев купил «Ведомости» вместе с партнерами Владимиром Вороновым и Мартином Помпадуром в 2015 году за €10 млн. До этого у газеты было три иностранных совладельца: FT Group (владеет Financial Times), Dow Jones & Co (издает газету Wall Street Journal) и финский медиахолдинг Sanoma.

В 2015 году компаниям пришлось продать свой актив. Отчасти из-за закона, который запрещал иностранцам владеть больше 20% акций российских СМИ. Изданием управляли через кипрскую компанию Delovoi Standart. После завершения сделки ее оформили на жену Кудрявцева — Яну Мозель-Кудрявцеву.

Однако по тому же закону СМИ нельзя владеть через иностранные компании. Поэтому в феврале 2016 года Delovoi Standart продала 100% акционерного общества «Бизнес ньюс медиа» (БНМ — учредитель «Ведомостей») фирме «Аркан инвестмент» — другой компании Мозель-Кудрявцевой.

Сама «Аркан инвестмент» была создана в 2016 году. Она взяла кредиты на 2,6 млрд рублей, из которых 1,74 млрд рублей потратила, по версии журналистов, на покупку БНМ. По курсу на февраль 2016 года, сумма сделки составила €20,7 млн.

В расследовании говорится, что «Аркан» получила кредит на покупку БНМ через компанию-прокладку Газпромбанка. Через год долг был выкуплен компанией «Константа», которая получила кредит во Всероссийском Банке Развития Регионов (ВБРР) на €28 млн. 70% ВБРР принадлежат дочерним компаниям «Роснефти».

Журналисты отмечают, что «Аркан» заплатил за издание в два раза больше, чем Кудрявцев и его партнеры в 2015 году. При этом после переоформления компаний с иностранной юрисдикции на российскую у Кудрявцева должна была остаться прибыль в €14 млн, а у «Аркана» — долг в 1,8 млрд рублей. На конец 2019 года задолженность компании составляла 2,4 млрд рублей.

Получить кредит Кудрявцеву помогал его старый друг и владелец «Сибантрацита» Дмитрий Босов, который покончил жизнь самоубийством 6 мая 2020 года. Другой собеседник «Ведомостей» рассказал, что предприниматель только «давал деньги и помогал административно».

Расследование журналистов сводится к ВБРР. По словам их источников, полтора года назад некоему бизнесмену предлагали взять контроль над «Ведомостями». Переговоры вел «высокопоставленный человек из окружения [Игоря] Сечина» — главы «Роснефти». Однако сделка не состоялась.

С еще одним потенциальным покупателем якобы общался пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. По информации The Bell, именно он принимал участие в назначении исполняющего обязанности главного редактора газеты Андрея Шмарова. Леонтьев эту информацию отрицает.

Кудрявцев заявил, что не связан с «Роснефтью» и отметил, что это «просто нелепо». «Думаю, что они [„Роснефть“] всегда хотели съесть „Ведомости“, но перед тем, как что-то съесть, надо сначала перестать пить», — добавил он.

В конце февраля Кудрявцев рассказал RTVI, что уже больше года не является владельцем газеты, которая принадлежит семье его делового партнера Воронова. По словам Кудрявцева, Воронов также был покупателем долга БНМ.

17 марта 2020 года собственники издания объявили о продаже 100% акций БНМ и о назначении исполняющим обязанности главного редактора Андрея Шмарова. Новыми владельцами должны были стать управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович и глава издательского дома «Версия» Константин Зятьков. 29 апреля Financial Times сообщила, что Голубович вышел из сделки из-за скандалов в редакции. Кудрявцев в качестве представителя продавцов издания в тот же день рассказал, что сделку отложили из-за ситуации с коронавирусом.

В конце марта стало известно о конфликтах Шмарова с редакцией. Так, он дважды удалил колонку экономиста Константина Сонина о Сечине с сайта «Ведомостей». Позже публикацию восстановили. Затем он запретил журналистам ссылаться на результаты исследований общественного мнения «Левада-центра» и писать в негативном ключе об обнулении сроков президента Владимира Путина.

23 апреля журналисты газеты выпустили материал с критикой Шмарова. Они отметили, что своими действиями и.о. главреда хочет изменить политику и ценности издания, а также подрывает доверие читателей. «Лишившись репутации, „Ведомости“ станут еще одним зависимым и управляемым медиа», — написали тогда журналисты.