Конец июня завершился сразу тремя саммитами: лидеры ЕС провели переговоры в Брюсселе 23—24 июня, представители G7 («Большой семерки») — в Германии 26—28 июня, а главы стран НАТО — в Мадриде 28—30 июня. Западные страны на всех трех встречах обсуждали ситуацию с Украиной и поддержку Киева, вопрос военной модернизации Европы и сдерживания России. Подробнее — в материале RTVI.

Итоги саммитов ЕС и «Большой семерки»

G7 и Евросоюз согласовали новый пакет санкций против России из-за конфликта на Украине. Свои черные списки расширили США и Великобритания. Кроме того, «Большая семерка» и лидеры ЕС договорились вести диалог по нарушителям санкций. Основными пунктами переговоров лидеров G7 были ситуация на Украине, вопрос ограничений поставок российской нефти и угроза продовольственного кризиса.

Нынешний председатель G7 — Германия. Канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что западные страны должны сплотиться вокруг Украины, а также принять украинских беженцев. Шольц также заявил, что консолидация стран «Большой семерки» по вопросу Украины стала четким посланием России. Одним из главных пунктов, принятых на саммите G7, была бессрочная поддержка Украины. Bloomberg отмечал важность этого события в контексте того, что Германия и Франция считаются наиболее явными сторонниками скорого прекращения боевых действий на Украине.

Канцлер Германии Олаф Шольц
Martin Meissner / AP

Договоренности начали реализовываться фактически сразу же. Минфин США 28 июня объявил о введении новых санкций в отношении России, отметив, что эти меры было решено принять «в рамках обязательств G7». В «черный список» попали 70 организаций, многие из которых, как отмечается в сообщении ведомства, «имеют решающее значение» для «военной машины Путина», включая госкорпорацию «Ростех» — «краеугольный камень оборонной, промышленной, технологической и обрабатывающей промышленности» России, — и 29 физических лиц.

Также США запретили ввоз в страну российского золота, которое до 28 июня находилось за пределами России. 26 июня американский президент Джо Байден заявил, что его экспорт «приносит России десятки миллиардов долларов». Председатель Европейского совета Шарль Мишель допустил, что санкции против российского золота вслед за G7 может ввести и ЕС. В частности, о желании присоединиться к эмбарго заявили Великобритания, Япония и Канада. Британский премьер-министр Борис Джонсон уверен, что этот запрет станет «ударом в сердце военной машины [президента России Владимира] Путина».

Все семь стран альянса уже ввели полный или частичный запрет на поставки российской нефти после начала боевых действий на Украине. Но из-за того, что дефицит топлива привел к росту цен на рынке и, как следствие, дополнительным доходам для России, был поднят вопрос о введении потолка цен на нефть. Помимо того, что пока не совсем понятно, как этот механизм реализовать, возникла и другая проблема — предложение поддержали не все страны G7. Например, Франция заявила, что такую меру должны вводить страны-экспортеры, а не члены G7. Вопрос о ситуации с российскими энергоносителями оказался болезненным для Европы, которая не может резко отказаться от нефти и газа из России.

Отдельно страны «Большой семерки» обсудили вопросы продовольственной безопасности, заявив, что страны Запада не будут вводить санкции против импорта продовольствия из России. Лидеры стран «Семерки» на саммите отметили рост инфляции, нарушение цепочек поставок и другие проблемы глобального кризиса в экономике. В частности, Шольц и Байден выразили готовность продолжать военную помощь Киеву и поговорили о способах смягчить ущерб мировой продовольственной и энергетической безопасности из-за конфликта на Украине.

Борис Джонсон в беседе с президентом Франции Эмманюэлем Макроном сказал, что в текущий момент любая попытка урегулировать конфликт приведет «к длительной нестабильности», а также позволит президенту России Владимиру Путину «вечно» манипулировать международными рынками и суверенными государствами. Британский и французский лидеры сошлись на том, что сейчас настал критический момент в российско-украинском конфликте, и есть возможность переломить его ход.

Итоги саммита G7 были высмеяны консервативной газетой New York Post (NYP). По версии издания, «это была худшая встреча G7 со времен встречи в Японии в 1979 году, когда «Большая семерка» хотела ограничить импорт с Ближнего Востока, но эта попытка провалилась». По мнению аналитиков NYP, Вашингтон «не замечает, что Европа ищет способ сохранить лицо и ослабить существующие санкции, угрожающие нанести ущерб их собственной экономике больше, чем экономике России».

В статье также говорится, что французский лидер Эмманюэль Макрон пытался убедить президента США Джо Байдена отказаться от идеи введения радикальных мер по отношению к поставкам российской нефти. По мнению французского лидера, планы США переманить на свою сторону производителей нефти в Персидском заливе (например, Саудовскую Аравию) обречены на провал, так как американцы добывают топливо на максимальных мощностях и не смогут отказаться от этого при всем желании, пишет издание. Также Саудовская Аравия, напоминает New York Post, до сих пор помнит, что Байден «однажды назвал их моральными уродами, а на следующий день пришел просить больше нефти по более низкой цене».

О чем договорились страны НАТО

Во время саммита члены НАТО официально пригласили в альянс Финляндию со Швецией (после разрешения противоречий с Турцией) и назвали Россию наиболее существенной для себя угрозой безопасности. Как считают в альянсе, Российская Федерация представляет наиболее непосредственную угрозу безопасности союзников, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. Москва, по мнению блока, стремится установить свои сферы влияния с помощью «принуждения, подрывной деятельности, агрессии и аннексии», и тем самым подрывает нынешний миропорядок, который «основан на правилах».

РБК отмечает, что Россия в декларации военно-политического блока упоминается 13 раз (для сравнения, Китай — один раз). Кроме того, страны НАТО пообещали разработать специальные меры поддержки Боснии и Герцеговины, Грузии и Молдавии. Одновременно с этим члены блока призвали Россию вывести войска с Украины, а Беларусь — отказаться помогать Москве. Также Североатлантический альянс пообещал и далее оказывать политическую и военную поддержку Киеву, включая кибербезопасность и помощь в борьбе с угрозами химического, биологического, радиологического и ядерного характера.

В то же время из документа следует, что Североатлантический альянс не хочет конфронтации с Россией, но при этом не может считать страну своим партнером. Однако НАТО заявляет о готовности поддерживать контакт с Москвой для того, чтобы снизить эскалацию. Также альянс стремится к стабильности и предсказуемости в евроатлантическом регионе, заявили в блоке; характер отношений России и НАТО может измениться в том случае, если Москва «прекратит свое агрессивное поведение», а ее действия будут согласовываться с международным правом.

Кроме того, лидеры стран НАТО согласились повысить численность сил быстрого реагирования альянса почти в восемь раз — до 300 тыс. человек (сейчас 40 тыс. военных), назвав усиление «крупнейшей реформой со времен холодной войны». Также альянс планирует разместить на границе с Россией тяжелую технику и вооружения. Особая роль в этой инициативе у США. Например, Вашингтон планирует увеличить число солдат в странах Балтии, дополнительно отправить 3 тыс. бойцов в Румынию, разместить в Польше штаб 5-го армейского корпуса США и направить в Великобританию две эскадрильи F-35, способных нести ядерное оружие. Также будут усилены за счет американских войск Испания, Германия и Италия.