На фоне успешного контрнаступления Украины в Харьковской области тема мобилизации снова стала обсуждаемой в России. Впрочем, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил во вторник, что в настоящий момент вопрос о мобилизации не стоит. Как российские депутаты, военкоры и участники конфликта призывают к мобилизации и как их заявления контрастируют с позицией властей — рассказывает RTVI.

В начале сентября российские войска отошли с прежних позиций в Харьковской области для «перегруппировки» после масштабного украинского наступления. За несколько дней ВСУ удалось взять под контроль Балаклею, а также критически важные для российской армии Купянск и Изюм. Кроме того, российские войска покинули Волчанск, Казачью Лопань, Уды и другие населенные пункты.

«В настоящий момент нет, об этом речи не идет», — так ответил Дмитрий Песков на вопрос о том, есть ли у правительства планы объявить мобилизацию. Кроме того, комментируя критически посты в патриотических Telegram-каналах о ситуации в Харьковской области, он призвал «быть аккуратнее» в оценках происходящего на фронте.

«Что касается иных, критически настроенных точек зрения, то до тех пор, пока они остаются в рамках действующего законодательства — это плюрализм. Но грань весьма и весьма тонкая. Здесь надо быть весьма аккуратным», — предупредил Песков.

Бывший министр обороны частично признанной ДНР Игорь Стрелков (Гиркин), ранее неоднократно говоривший о необходимости проведения хотя бы частичной мобилизации, отреагировал на слова Пескова.

Александр Рюмин / ТАСС

«Я не «начал критиковать работу Минобороны России». Я свыше полугода открыто и регулярно заявляю, что если продолжать так воевать, как на протяжении шести месяцев воюют наши войска под руководством МО РФ, — то мы потерпим в итоге сокрушительное поражение в этой войне. Точка», — написал он в своем Telegram-канале.

Что говорят о мобилизации в Госдуме и Совфеде

Член комитета по безопасности Михаил Шеремет считает, что «без полной мобилизации, перевода на военные рельсы, в том числе и экономики, мы должных результатов [в конфликте] не достигнем». Глава КПРФ Геннадий Зюганов и вовсе прямо назвал происходящее на Украине «войной».

«Войну вы прекратить не можете, она заканчивается либо победой, либо поражением. Я вас подвожу к мысли, что идет война, и проиграть ее мы не имеем права. Сейчас не нужно паниковать. Нужна полная мобилизация страны, нужны совсем другие законы», — заявил Зюганов.

Позднее пресс-секретарь Коммунистической партии Александр Ющенко пояснил в беседе с NEWS.ru: Зюганов имел в виду в первую очередь мобилизацию экономики, политической системы и ресурсов России.

«Некие группы занимаются откровенными провокациями, как те, кто распространил данную новость, скажу больше, таких вообще казнить надо», — сказал Ющенко.

Лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов подчеркнул, что России требуется мобилизация, но «не военная», так как, по его мнению, «российская армия большая и сильная». Достаточно будет, если в стране пройдет «мобилизация в головах», считает Миронов. О необходимости сплочения россиян говорит и глава ЛДПР Леонид Слуцкий.

«Запад не намерен отступить от своей цели — истощить нас руками украинцев и по сути уничтожить весь русский мир и его роль в формировании новой мировой архитектуры XXI столетия. Партия ЛДПР была в первых рядах защитников русского мира. Мы сегодня должны сплотиться, любые политические силы, любые конфессии, люди разных возрастов, чтобы отстоять страну в этой геополитической схватке, придуманной не нами», — сказал Слуцкий.

Сенатор Андрей Климов убежден, что необходимости в мобилизации и во введении военного положения в России нет. При этом он считает, что в стране нужны «мобилизация государства и общества, консолидация и повышение эффективности, а мысли о том, что все вернется на круги своя, должны уйти в прошлое».

Что говорят о мобилизации военкоры и военные

Участник конфликта в Донбассе и военкор Владлен Татарский

«Мои предложения по сложившейся ситуации: 1. Мобилизация. (Да, без броников и касок, с АК-47 и Т-62, но другого варианта нет). 2. Мобилизация промышленности. 3. Немедленный удар всеми имеющимися, оставшимися средствами по инфраструктуре Украинского Каганата. 4. Предупреждающий ядерный удар по Змеиному. 5. Ультиматум о выводе ВСУ из ДНР. <…> Запад декларирует открыто, что он ошибся, когда не добил Россию в 90-е, теперь не хочет ее повторять. Это война за нашу жизнь!»

Военный корреспондент Дмитрий Астрахань

«Тут сегодня продолжают обсуждать мобилизацию и набрасывают в разном ключе тезисы о том, что у бездуховных пиндосов не было таковых. Проблема в том, что у них, как раз, мобилизации были, просто у них резерв профессиональный, в нем служат, а потом едут из институтской общаги в Ирак, раз уж подписали контракты. Зато у нас не как у них, а своя система».

Военкор Александр Сладков

«[Солдат нужно] раз в пять больше, я думаю. Чтобы чувствовать Российской Федерации [себя] уверенно в этом конфликте. <…> они [ВСУ] наступали на некоторых участках в харьковском направлении <…> — восемь к одному, то есть их восемь, а нас один, то мы хотя бы раз в пять должны увеличить количество. Это кроме доукомплектования штатных частей. <…> Видимо, нужно определенным законом отдельную категорию граждан призвать. Либо процент из разных категорий граждан».

Александр Рюмин / ТАСС

Военкор Анна Долгарева

«СССР 22 июня 1941 года тоже не был страной, способной выиграть войну. Он стал таким к 1943-му [году]. Нам надо понимать, что эта война не закончится к ноябрю. В лучшем случае она закончится в течение года — если будет объявлена мобилизация (эмоциональный вопрос я в данном случае выношу за рамки). Если нет — то затянется года на два-три».

«Объяви всеобщую мобилизацию — начнется такое, что вам и не снилось»

Впрочем, есть те участники боевых действий, которые подчеркивают: если мобилизация необходима, то только частичная. Всеобщая мобилизация, по их мнению, нанесет стране серьезный ущерб. Так, в частности, считает командир батальона «Восток» Александр Ходаковский.

«Хочу сам себя упрекнуть в непоследовательности: с одной стороны, я удручен результатами этого этапа войны (что остановимся — знал, что попятимся — даже не снилось), с другой — против всеобщей мобилизации. <…>

Причина происходящего в первую очередь не в нехватке людей, а в безалаберном их использовании — то есть в организации процесса.

При сохранении такого подхода нехватка будет постоянной, сколько ни мобилизуй народа, а Россию захлестнет волна похоронок при отсутствии нужного результата, что приведет к серьезному кризису. <…> Мобилизация экономики, общества, формирование народного ополчения из добровольцев, частичная мобилизация — специалистов по вусовским специальностям — ДА! <…> Но только объяви всеобщую мобилизацию руками военных — начнется такое, что вам и не снилось. Это будет мощный удар по стране, который она не выдержит», — прогнозирует Ходаковский.