Германия не спешит с поставками танков, потому что боится, что «опьяненная успехами» Украина может их использовать для атак на территории России. Об этом пишет немецкое издание Der Spiegel. При этом активно муссируются слухи, что канцлер Олаф Шольц вообще не стал бы отправлять никакого оружия, если бы у него была такая возможность, утверждает журнал. Это сказывается на отношениях двух стран, и Киев «все больше теряет доверие» к Берлину.

«Источники, близкие к правительству, говорят, что есть опасения, что Украина может стать слишком самоуверенной, если она одержит серию побед на полях сражений и войдет на российскую территорию, что будет означать, что немецкие танки снова окажутся в России. Это беспокойство означает определенное недоверие в Берлине к президенту Украины Владимиру Зеленскому. И это тоже причина, по которой оборонная промышленность Германии не получила разрешения на поставку боевых танков», — говорится в публикации.

Осторожность главы правительства, за которую его критикуют оппоненты, на днях вывела Шольца из себя, говорится в публикации. Во время выступления в парламенте он, фактически срываясь на крик, заявил, что Берлин оказывает Киеву «всестороннюю помощь», и перечислил все виды немецкого оружия, которые Украина уже получила.

В основном это касалось легкого вооружения, пишет Der Spiegel, однако в ближайшее время Украине планируют поставить 30 самоходных зенитных установок Gepard и семь гаубиц Panzerhaubitze 2000.

Кроме того, Шольц пообещал поставку сухопутных ЗРК средней дальности IRIS-T SLM, которые, вероятно, Киев получит лишь осенью. Также для Украины Германия выделила четыре реактивные системы залпового огня MARS II.

Несмотря на то, что формально Шольц помогает украинской стороне, на деле все не так оптимистично, отмечает Der Spiegel. Во-первых, Германия до сих пор тянет с поставками тяжелого вооружения, которое давно просит Украина. Во-вторых, Берлин затягивает и сроки поставок, несмотря на то, что быстрые поставки оружия могли бы сыграть в пользу Киева.

«Шольц и его правительство явно тянут время. Сначала они не верили, что у украинцев есть шанс против России, и отправили минимум, необходимый для правдоподобного оправдания, начиная с пяти тысяч касок. Позднее они продемонстрировали смесь некомпетентности и отсутствия воли и желания спрятаться за спинами своих союзников. Не говоря уже об отказе взять на себя международное лидерство», — критикует издание позицию официального Берлина.

Вполне убедительно на этом фоне выглядят слухи, что Шольц «никогда бы не поставил никакого оружия [Киеву] без огромного давления из-за рубежа и внутри своей собственной правящей коалиции», добавляет Der Spiegel. На канцлера «приходилось давить, чтобы он делал каждый шаг», говорится в публикации.

Похожую позицию ранее выражал глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, который заявил итальянской газете La Repubblica: «Есть страны, от которых мы ждем поставок, и другие страны, от которых мы устали ждать. Германия относится ко второй группе».

Но даже затягивание поставок и отсутствие тяжелого вооружения — это еще не все, отмечает журнал. Он со ссылкой на газету Welt am Sonntag пишет, что в последнее время военная помощь Украине со стороны Германии «резко сократилась», и даже легкие вооружения не были доставлены Киеву в необходимых количествах.

При этом агентство внешней разведки Германии прогнозирует, что украинские войска могут понести серьезный урон вплоть до перелома в конфликте уже в ближайшие «четыре-пять недель». Ведомство считает, что «войска Путина могут взять под свой контроль весь Донбасс к августу». Таким образом, время поставок немецкого оружия играет важную роль, подчеркивает Der Spiegel.

Опрошенные изданием эксперты считают, что канцлер «пытается заменить поставки анонсами», а также демонстрирует «отсутствие энергии» в этом вопросе и даже «определенную черствость». Действия Берлина разительно отличаются от Нидерландов, которые фактически сразу после начала операции объявили о планах поставить Украине 400 единиц противотанкового оружия. Кроме того, немецкие оборонные предприятия сами настаивали на поставках своей продукции, но правительство не спешило одобрять отправку оружия.

Сейчас у Берлина лишь «скромный список», иронизирует журнал: 500 зенитных ракет Stinger, 900 противотанковых ракетных установок, 3000 противотанковых ракет, 2000 зенитных ракет «Стрела» из запасов времен ГДР, 100 пулеметов MG3, 16 млн патронов, 2,6 тыс. противотанковых мин, взрывчатка и 100 тыс. гранат.

Помимо этого, на закрытой встрече экспертов по безопасности министр обороны ФРГ Кристина Ламбрехт подчеркнула: Германия будет придерживаться позиции о том, что поставка тяжелого вооружения увеличит риск эскалации с Россией. Таким образом, по ее словам, правительство единогласно выступает против отправки бронетехники и танков на Украину.

Далее Шольц «внезапно» заявил, что не против поставок ПВО Gepard, однако выяснилось, что боеприпасов для них мало, и они будут доставлены Киеву еще не скоро. Такой же «хаос» наблюдался во всем, что касалось поставок, пишет Der Spiegel. Например, когда Нидерланды попросили разрешения отправить Киеву Panzerhaubitze, Берлин не спешил этого делать, и в итоге удалось договориться на поставках семи гаубиц. Кроме того, по данным журнала, между США, Великобританией и Францией существует неофициальное соглашение об отказе поставлять на Украину танки.

Позиция Берлина

Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе 26 мая, канцлер Германии повторил свою позицию относительно того, каким он видит окончание специальной военной операции на Украине. По его мнению, конфликт может закончиться только тем, что Запад заставит Россию понять невозможность достижения своих целей и отступить.

«Путин хочет вернуться к мировому порядку, в котором сильные диктуют, что правильно; в котором не каждый имеет право на свободу, суверенитет и самоопределение. Это империализм. Именно поэтому мы поддерживаем Украину. <…> Речь идет о том, чтобы дать понять Путину: навязанного мира не будет. Украинцы его не примут, и мы не примем», — сказал Шольц.

При этом ранее канцлер указывал, что Россия, по его мнению, пока не достигла ни одной из целей, заявленных в начале военной операции на Украине. Украинская территория не была завоевана, российские вооруженные силы понесли значительные потери, а «НАТО не только не отступило, а даже увеличило свои силы на восточном фланге».

Шольц вместе с президентом Франции Эмманюэлем Макроном 28 мая провел телефонные переговоры с Владимиром Путиным. Европейские политики заявили российскому лидеру, что настаивают на «немедленном прекращении огня и выводе российских войск» и «серьезных прямых переговорах» между Путиным и президентом Украины Владимиром Зеленским «для нахождения дипломатического решения конфликта».