​Министерство юстиции России обратилось в Верховный суд с требованием ликвидировать движение правозащитника Льва Пономарева «За права человека». Копия иска появилась 15 октября на сайте организации.

UPD: Лев Пономарев заявил, что «За права человека» продолжит существовать, даже если Верховный суд удовлетворит иск Минюста о ликвидации, сообщает «Коммерсантъ».

В документе говорится, что «движение подлежит ликвидации в судебном порядке», поскольку организация «неоднократно нарушала законодательство». Например, одна из основных претензий — несоответствие устава движения поправкам в Гражданский кодекс, которые стали действовать после последнего съезда движения в 2014 году. На сайте организации отмечается, что устав приняли на этом самом съезде, и Минюст его «успешно зарегистрировал».

Еще одним поводом для ликвидации стал тот факт, что Роскомнадзор неоднократно штрафовал движение. Например, за последние два месяца его пять раз оштрафовали за то, что в публикациях «За права человека» не стояла пометка «иностранный агент».

В феврале движение «За права человека» во второй раз признали «иностранным агентом». О внеплановой проверке организации Минюст объявил в декабре 2018-го года, на следующий день после того, как Пономарев получил 25 суток ареста из-за акции в поддержку фигурантов дела «Сети» (признана в России террористической организацией и запрещена) и «Нового величия». Результаты проверки также повлияли на решение Минюста, говорится в иске.

В декабре 2018 года «За права человека» впервые за восемь лет не получило президентский грант. По словам Пономарева, официальная причина отказа — «плохо написанная» заявка, которой эксперты поставили низкие оценки.

«За права человека» уже признавали «иностранным агентом» в 2014 году. Тогда Пономарев говорил, что движение почти полностью финансируется за счет российских грантов и за последние несколько лет получило лишь несколько частных заграничных пожертвований. В 2015 году организацию исключили из реестра.

«За права человека» — правозащитное общественное движение, которое действует на территории России с 1997 года. В его составе больше 120 правозащитных организаций из нескольких регионов страны. В 2012 году Пономарев говорил, что структура «почти полностью работает на гранты от американских фондов».