В Чечне 4 июля неизвестные избили журналистку «Новой газеты» Елену Милашину и адвоката Александра Немова. Они прибыли в Грозный, чтобы присутствовать на оглашении приговора Зареме Мусаевой. RTVI собрал реакцию политиков, журналистов и общественников на это нападение.
Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в России
Я получила это сообщение (о нападение на Милашину). Я связалась с нашим уполномоченным по правам человека (в Чечне), попросила сделать все возможное для обеспечения ее безопасности, помочь ей выехать, оказать ей медицинскую помощь.
Валерий Фадеев, председатель Совета по правам человека (СПЧ) при президенте России
Главное сейчас — это обеспечить безопасность и медицинскую помощь для Елены Милашиной и Александра Немова. То, что их перевозят в Беслан, — это хорошо. Далее будем разбираться. Я направляю запрос в Генпрокуратуру РФ и Следственный комитет РФ, чтобы это дело было взято на контроль.
Ева Меркачева, член СПЧ
Я журналист, поэтому я готовлю журналистские запросы — в первую очередь Рамзану Кадырову. Мне очень хочется спросить у него, будет ли какая-то реакция. Считает ли он нормальным, что на территории его республики происходят подобные вещи? Считает ли он нормальным, когда вооруженные люди нападают на женщину, когда препятствуют деятельности журналиста.
И, разумеется, [отправлю запрос] в Генеральную прокуратуру от себя как от журналиста и как члена СПЧ.
Максимально важно придать этому делу общественный резонанс и не допустить, чтобы все сошло на тормозах. Эта история в том числе и про домашнее насилие — что женщину можно унижать, можно бить.
Александр Хинштейн, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи
Нападения на журналистов (безотносительно их позиции) — преступны и недопустимы. Комитет ГД по информполитике полностью солидарен в этом с СЖР [Союзом журналистов России] и СПЧ. Мы также направим обращение в Генпрокуратуру и СКР о взятии этого расследования на особый контроль!
Андрей Клишас, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
Нападение на журналиста и адвоката в Чечне требуют жесткой реакции правоохранительных органов.
Александр Брод, член СПЧ
Возмутительный инцидент. Жесточайшее нападение на журналиста и адвоката. Грубое нарушение законодательства с целью воспрепятствования профессиональной деятельности. Такие инциденты подрывают основу права, вносят тревогу в общество. Это недопустимо вообще, а в условиях спецоперации и давления на страну извне — особенно.
Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России
Нападение на журналиста — неприемлемо, мы надеемся, что правоохранительные органы предпримут все необходимые усилия для наказания виновных.
Евгений Попов, заместитель председателя комитета Госдумы по информполитике, ведущий программы «60 минут»
Со своей стороны сегодня же направлю запрос Генеральному прокурору России Игорю Краснову. Вне зависимости от политических взглядов — нападение на людей, журналистов, активистов считаю вопиющим и недопустимым. Грозный — один из самых безопасных городов в стране. Таким должен и оставаться.
Александр Ющенко, пресс-секретарь КПРФ
Я думаю, что это хулиганский поступок конкретно каких-то людей, надеюсь, не имеющих отношения к руководству Чечни. <…> Я думаю, что власти Чечни дадут определенные оценки тому, что произошло. Хулиганские поступки, которые произошли, должны быть пресечены, как минимум.
Работе журналистов должна быть гарантирована безопасность со стороны властей в первую очередь, потому что все эти действия в первую очередь направлены против тех, кто обязан обеспечивать порядок. Поэтому неизвестно, кто это еще организовал, это может быть и провокация. То есть властям Чечни на самом деле это ни в коем случае не выгодно, и они бы, наверное, даже поставили бы охрану, обеспечили бы безопасность журналистам, которые в республике воспринимается достаточно неоднозначно.
Андрей Медведев, журналист ВГТРК
Елену Милашину знаю уже много лет. <…> Я никогда почти полностью не разделял ее взгляды, а уж она мои тем более. С моей точки зрения, она порой писала вещи совершенно возмутительные, русофобские и крайне — очень-очень мягко скажу — спорные. <…> Но, то, что сделали с Милашиной, — это гнусное и омерзительное преступление. И с юридической стороны. И со стороны моральной: бить и унижать женщину — это особая степень падения.
Александр Сокуров, режиссер
Я осознаю с горечью и отчаянием, что в очередной раз чеченские люди поддерживают преступления, совершаемые их сыновьями и мужьями, братьями, отцами. Преступления против женщин. Молчит и исламская умма [религиозная община] России… наверное, я и они — мы читаем разные версии Великого Корана…
Арина Бородина, журналист
Даже читать об этом больно. Хочется верить, что будет расследование. Хотя иллюзий, конечно, давно нет. Глава Чечни Рамзан Кадыров тоже, наверное, обеспокоен случившимся сегодня в возглавляемой им республике и наверняка будет искать тех, кто изувечил Елену Милашину и избил Александра Немова. Или нет?
Ольга Романова, журналист, исполнительный директор движения «Русь сидящая»*
Вот как?! И мы понимаем, что нападавшим ничего не будет. И куча народу при этом скажет или подумает: «Сама виновата, сиди дома, щи вари».
* включено Минюстом России в реестр иноагентов