В Чечне неизвестные напали на журналистку «Новой газеты» Елену Милашину и адвоката Александра Немова. Об этом сообщили в объединении юристов и правозащитников «Команда против пыток»* и правозащитном центре «Мемориал»**.

Милашина и Немов прилетели в Грозный, где 4 июля должны огласить приговор матери преследуемых чеченских активистов Зареме Мусаевой. «Команда против пыток»* со ссылкой на свидетельства пострадавших передает, что по дороге из аэропорта их автомобиль блокировали три машины с неизвестными вооруженными людьми.

«Милашину и Немова сильно избили, отобрали и разгромили технику», — говорится в публикации.

По данным «Команды против пыток»*, неизвестные вооруженные люди «жестоко» избили адвоката и журналистку ногами, в том числе по лицу. Немов рассказал правозащитному объединению, что нападавшие угрожали их застрелить, приставляя пистолет к голове.

Как передает «Команда против пыток»*, оба пострадавших госпитализированы в грозненскую больницу.

«У обоих множественные ушибы, у Елены Милашиной сломано несколько пальцев рук, она несколько раз теряла сознание», — утверждают правозащитники.

«Мемориал»** сообщил, что нападавшие обрили Милашину налысо и облили ее зеленкой. Правозащитный центр отмечает, что «в таком состоянии» транспортировать журналистку без спецтранспорта нельзя. Немов с трудом говорит и передвигается, добавляет «Мемориал»**.

«При избиении им говорили: «Вас предупреждали. Уезжайте отсюда и ничего не пишите»», — говорится в публикации.

Телеграм-канал «Кровавая барыня» журналистки Ксении Собчак передает, что после нападения Милашина и Немов «сидят на инвалидных колясках». Адвокат «избит настолько сильно, что еле говорит», говорится в посте. По информации канала, Немова «глубоко» ударили в ногу ножом.

В то же время «Кровавая барыня» сообщила, что журналистка «Осторожно, media», прилетевшая на вынесение приговора Зареме Мусаевой, не будет работать на заседании суда из соображений безопасности. «Теперь, конечно, ни о какой работе в суде речи идти не может, мы опасаемся за ее здоровое и жизнь», — подчеркивается в публикации.

Руководитель «Команды против пыток» Сергей Бабинец заявил, что нападавшие были в черных балакалавах. По его словам, речь идет не о «бандитском нападении», а о нападении «за их деятельность».

«Обоих били ногами, руками, полипропиленовыми трубами. Припоминали им всю их активность: работы, суды, процессы, на которые они ездили, про что Лена Милашина писала», — рассказал Бабинец.

Союз журналистов России (СЖР) и Совет по правам человека (СПЧ) выясняют подробности нападения на Милашину и Немова в Чечне, сообщил ТАСС председатель СЖР Владимир Соловьев. Он выразил надежду на то, что виновные будут наказаны.

«Нападение на журналиста — неприемлемо, мы надеемся что правоохранительные органы предпримут все необходимые усилия для наказания виновных», — сказал Соловьев.

Елена Милашина — автор расследований о коррупции и нарушении прав человека на Северном Кавказе и в Чечне. Ее материалы, в частности, были посвящены теракту в Беслане, убийствам Анны Политковской и Натальи Эстемировой, войне в Южной Осетии и др. В феврале 2022 года Милашина сообщила о решении временно покинуть Россию из-за угроз в свой адрес со стороны чеченских властей. За несколько дней до этого глава Чечни Рамзан Кадыров назвал журналистку и основателя «Комитета против пыток»* Игоря Каляпина «террористами, которые зарабатывают на теме Чеченской Республики и чеченцев».

Дело против Заремы Мусаевой

Зарема Мусаева — жена бывшего судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева, покинувшего Россию в январе 2022 года, и мать оппозиционеров Абубакара и Ибрагима Янгулбаевых. Она на протяжении полутора лет находится в СИЗО в Грозном по обвинению в насилии над представителем власти (ч. 2 ст. 318 УК). Как утверждали правозащитники, Мусаеву, страдающую сахарным диабетом, в январе 2022 года насильно увезли из Нижнего Новгорода в Чечню вооруженные люди, представившиеся сотрудниками чеченского МВД.

По версии следствия, Мусаева, находясь рядом с дежурной частью, «выражалась грубой нецензурной бранью в адрес граждан», «проявляла агрессию, оскорбляла человеческое достоинство и общественную нравственность». В материалах дела утверждается, что женщина напала на участкового, после того как тот сообщил ей, что вынужден составить административный протокол о хулиганстве. 15 июня обвинение запросило для Мусаевой пять с половиной лет колонии.

Семья Янгулбаевых связывает дело против Мусаевой с правозащитной деятельностью сыновей и считает преследование «заказом» Кадырова. В свою очередь, чеченские власти считают семью экс-судьи пособниками террористов и подозревают в причастности к ведению сепаратистского телеграм-канала 1ADAT***, в котором критикуются действующие власти республики. Как заявлял Кадыров, Янгулбаевы «однозначно поддерживают террористические группировки» и планируют создать сеть таких объединений.

Против одного из сыновей Сайди Янгулбаева Ибрагима в Чечне завели уголовное дело по статье о публичных призывах к террористической деятельности. Его брат Абубакар занимался правозащитной деятельностью в «Комитете против пыток»*.

*бывший «Комитет против пыток», который был признан иноагентом и самоликвидировался

**внесен Минюстом России в реестр иноагентов и ликвидирован решением Верховного суда России

*** Минюст России внес «Народное движение Адат» в реестр экстремистских организаций