Ахматовский районный суд в Грозном приговорил к пяти с половиной годам колонии общего режима Зарему Мусаеву, жену бывшего судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева и мать оппозиционных активистов Абубакара и Ибрагима Янгулбаевых. Об этом во вторник, 4 июля, сообщила «Команда против пыток»*.

На протяжении полутора лет Мусаева находилась в СИЗО в Грозном по обвинению в мошенничестве (ст. 159 УК) и насилии над представителем власти (ч. 2 ст. 318 УК). 15 июня обвинение запросило для нее пять с половиной лет колонии.

По версии следствия, 21 января 2022 года Мусаева, находясь рядом с дежурной частью, «выражалась грубой нецензурной бранью в адрес граждан», «проявляла агрессию, оскорбляла человеческое достоинство и общественную нравственность». В материалах дела утверждается, что женщина напала на участкового, после того как тот сообщил ей, что вынужден составить административный протокол о хулиганстве. По словам полицейского, после этого Мусаева напала на него и расцарапала лицо. Главы Чечни Рамзан Кадыров утверждал, что она якобы «чуть не лишила [сотрудника полиции] глаза».

Оглашение приговора прошло в отсутствие представителей стороны защиты, рассказал RTVI адвокат Мусаевой Александр Савин.

«Защита ничего не знает об отношении самой Мусаевой к приговору», — сказал он, добавив, что сможет встретиться со своей подзащитной и поговорить с ней только в СИЗО.

На оглашение приговора должны были приехать журналистка «Новой газеты» Елена Милашина и адвокат Мусаевой Александр Немов. Утром 4 июля по дороге из аэропорта в Грозный на них напали неизвестные в масках. Журналистку и адвоката избили, а также отобрали у них телефоны и уничтожили всю технику и документы. У Милашиной была диагностирована закрытая черепно-мозговая травма, а также переломы пальцев рук. Немову, предположительно, нанесли ножевое ранение в ногу.

По словам сына Мусаевой Абубакара Янгулбаева, за полтора года нахождения в СИЗО у его матери ухудшилось зрение, кроме того, она почти не может передвигаться из-за боли в спине. В июне 2023 года она попала в больницу.

Во время своего последнего слова Мусаева сказала, что никаких преступлений не совершала.

«Насколько я добродушный человек, люди знают. Аллах видит, что моя совесть чиста», — подчеркнула она.

За что в Чечне преследуют семью Янгулбаевых

Как утверждали правозащитники, Мусаеву, страдающую сахарным диабетом, в январе 2022 года насильно увезли из Нижнего Новгорода в Чечню вооруженные люди, представившиеся сотрудниками чеченского МВД. Ее доставили в республику на допрос и задержали на 15 суток за «оскорбление и нападение на полицейского». Пока Мусаева находилась в спецприемнике, против нее завели уголовное дело о применении насилия в отношении представителя власти, после чего арестовали.

Семья Янгулбаевых связывает дело против Мусаевой с правозащитной деятельностью сыновей и считает преследование «заказом» Кадырова. В свою очередь, чеченские власти считают семью экс-судьи пособниками террористов и подозревают в причастности к ведению сепаратистского телеграм-канала 1ADAT**, в котором критикуются действующие власти республики.

Кадыров заявлял, что Янгулбаевы «однозначно поддерживают террористические группировки» и планируют создать сеть таких объединений, из-за чего, по мнению чеченского лидера, их необходимо задержать, а в случае сопротивления — уничтожить.

Против одного из сыновей Сайди Янгулбаева Ибрагима в Чечне завели уголовное дело по статье о публичных призывах к террористической деятельности. Его брат Абубакар занимался правозащитной деятельностью в «Комитете против пыток»*.

В ноябре 2022 года Росфинмониторинг включил Байсангура и Ибрагима Янгулбаевых — сыновей Заремы Мусаевой — в реестр террористов и экстремистов.

На фоне угрозы уголовного преследования Сайди Янгулбаев и его дети уехали из России.

*бывший «Комитет против пыток», который был признан иноагентом и самоликвидировался

**Минюст России внес «Народное движение Адат» в реестр экстремистских организаций