Глава министерства иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что в ходе спецоперации подтвердились все опасения по поводу того, какие планы западные страны имели относительно Украины. Об этом он сказал 20 мая на совместной пресс-конференции с коллегой из Мали Абдулаем Диопом.

Лавров повторил тезис о том, что у России к 24 февраля не осталось иных вариантов, кроме как начать проведение специальной военной операции на территории Украины.

«Мы подробно напомнили нашим малийским друзьям сегодня о том, что происходило реально на Украине в течение последних долгих лет, включая восемь лет, когда Украина категорически отказывалась выполнять резолюцию СБ ООН об урегулировании в Донбассе, и объяснили еще раз те причины, по которым мы не имели другого выхода, кроме как начать специальную военную операцию, в ходе которой, кстати, все наши опасения о том, что Запад пытался сделать из Украины, стопроцентно подтверждаются», — заявил глава МИД России.

Все задачи, которые были поставлены президентом Путиным, прежде всего защита людей, мирных граждан на Украине, прежде всего в Донбассе, недопущение создания на Украине прямых угроз безопасности нашей стране, будут, конечно же, выполнены, — подчеркнул Лавров.

Говоря о прошедших переговорах с Диопом, глава российского внешнеполитического ведомства сообщил, что стороны отметили «хорошую динамику военных и военно-технических связей» между Мали и Россией, а также обсудили поставки в африканскую страну зерна, удобрений и нефтепродуктов. В этом контексте Лавров также упомянул Запад.

«Особое внимание уделили практическим аспектам организации поставок из России столь необходимых малийцам в условиях западных нелегитимных санкций пшеницы, минеральных удобрений и нефтепродуктов», — сказал министр.

Африканский фронт противостояния с США

В конце апреля Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект о противодействии «враждебной активности» России в Африке. Если соответствующий закон примут, госсекретарь США должен будет разработать и представить Конгрессу полноценную стратегию «противодействия враждебному влиянию и деятельности Российской Федерации и ее прокси в Африке», направленных против целей и интересов Соединенных Штатов в регионе.

Документ предполагает:

  • проведение регулярной оценки «масштаба и направлений» влияния и действий России в Африке;

  • разработку ответных мер (включая меры через соответствующие американские программы помощи другим странам);

  • привлечение к ответственности правительств африканских стран и их официальных лиц, оказывающих поддержку «враждебному влиянию и активностям» Москвы.

По мнению американских законотворцев, Россия заинтересована не только в природных ресурсах Африки; континент может быть нужен Москве для обхода наложенных на нее санкционных ограничений, а также в качестве «безопасной гавани» для хранения средств крупных бизнесменов, близких к российскому политическому руководству. Кроме того, опасения в Вашингтоне вызывает размещение российских военных баз на континенте и другое военное сотрудничество, влияние Москвы на внутренние политические процессы, использование в Африке российских наемников.

ЧВК Вагнера

Именно в контексте действий независимых военных подрядчиков Россия и Мали упоминаются вместе. В частности, в декабре Евросоюз ввел санкции против властей африканского государства и ЧВК Вагнера за подрыв процесса демократической передачи власти в стране.

В майском интервью итальянской телекомпании Mediaset Лавров, отвечая на вопрос об участии ЧВК в операциях в Мали, заявил, что Москва отношения к деятельности частных военных контракторов не имеет.

«Про «Вагнера» говорили несколько раз с теми, кто интересовался этой темой. «Вагнер» – это частная военная компания, которая не имеет отношения к российскому государству. Объясняли это и нашим французским коллегам, когда они стали нервничать из-за того, что «Вагнер» договорился с правительством Мали предоставлять ему услуги в сфере безопасности», — отметил Лавров.

Такой же позиции глава МИД России придерживался и ранее. В частности, в сентябре 2021 года он подтверждал наличие контракта между властями Мали и некой частной военной компанией из России, но названия российской структуры не раскрывал. Целью сотрудничества, по словам министра, являлась борьба с терроризмом.

«Они обратились к частной военной компании из России в связи с тем, что, как я понимаю, Франция хочет существенно сократить свой воинский контингент, который там находился и должен был, как все понимали, бороться с террористами», — объяснил Лавров намерения Мали.

Лавров пояснил, что французской армии не удалось справиться с боевиками, а власти Мали, осознав, что самостоятельно побороть терроризм не смогут, обратились к российской ЧВК за помощью.