Мать 19-летнего Сулеймана Давуда, погибшего вместе с отцом — пакистанским миллиардером Шахзадой Давудом — на батискафе «Титан», уступила сыну свое место, чтобы тот во время плавания установил рекорд по сборке кубика Рубика. Об этом она сама рассказала в интервью «Би-би-си».

По словам женщины, ее муж и сын были одержимы предстоящим погружением, причем разговоры о нем шли в семье на протяжении нескольких лет. Однако вопрос пришлось отложить из-за пандемии COVID-19. До этого Сулеман в принципе не мог бы участвовать в экспедиции, поскольку туда не брали никого младше 18 лет.

Кристин Давуд рассказала, что ее сын увлекался кубиком Рубика — изучил все имеющиеся в Сети инструкции по скоростному решению этой головоломки и в итоге научился собирать ее за 12 секунд. Отправляясь в погружение на «Титане», Сулеман планировал поставить мировой рекорд — стать первым человеком, собравшим кубик Рубика на глубине более 3 тысяч метров, говорит женщина.

Он заранее обратился в комитет Книги рекордов Гиннесса, но ему отказали в регистрации его будущего достижения, поскольку исключалось присутствие члена комитета или уполномоченного лица. Тем не менее Давуд-младший решил осуществить свой план даже без формальной фиксации рекорда. Предполагалось, что сборку кубика Рубика на рекордной для этого глубине заснимет на видео Шахзада Давуд.

Тетя молодого человека, Азмех Давуд, рассказала NBC News, что на самом деле Сулеман панически боялся погружения, поскольку изучил все связанные с этим опасные факторы, и согласился участвовать в экспедиции только ради своего отца. Женщина подчеркнула, что старт путешествия к обломкам «Титаника» совпал по дате с празднованием Дня отца. Она предположила, что Сулеман хотел таким образом сделать Шахзаде подарок.

На борт судна «Полярный принц», с которого «Титан» спускали в воду, взошла вся семья — Шахзада, Кристин, Сулеман и его сестра Алина. «Я была очень рада за них, потому что они оба действительно ждали этого погружения на протяжении довольно долгого времени», — рассказала вдова бизнесмена о прощании с мужем и сыном.

По ее словам, новости о потере связи с батискафом сначала казались не слишком тревожными, поскольку команда «Полярного принца» оценивала ситуацию как разрешимую: подобные неполадки якобы случались и раньше, а подводный аппарат в любом можно поднять на поверхность, причем разными способами. Немного успокаивала и мысль о том, что запаса кислорода в «Титане» должно хватить на четверо суток.

«Думаю, что окончательно потеряла надежду, когда истекли эти 96 часов. Тогда я и написала семье, что готовлюсь к худшему», — призналась женщина. Про дочь она говорит, что та продолжала надеяться на спасение отца и брата до тех пор, пока береговая охрана не сообщила об обнаружении обломков батискафа.

В память о Сулемане Кристин и Алина дали слово научиться собирать кубик Рубика так же быстро, как это делал он, и посмотреть все документальные фильмы, которые нравились Шахзаде Давуду.

В западных СМИ сейчас пишут о возможной неблагонадежности компании OceanGate Expeditions, которая организовывала погружения. Состоятельный бизнесмен из Лас-Вегаса Джей Блум рассказал, что его пытались убедить присоединиться к экспедиции, предлагая скидку на $100 тысяч при стоимости билета в $250 тысяч. Предприниматель опубликовал свою переписку с главой OceanGate Expeditions Стоктоном Рашем, из которой следует, что Блум с сыном рассматривали возможность участия в погружении, но отказались от нее, поскольку некие заслуживающие доверия источники предупредили их об угрозе разрушения батискафа из-за атаки кашалота или при столкновении с гигантским кальмаром.

Что случилось с батискафом

Батискаф «Титан» компании OceanGate Expeditions совершал очередную экспедицию к обломкам затонувшего в 1912 году «Титаника», которые находятся на дне Атлантики на глубине около 3,8 км приблизительно в 650 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. По информации The Wall Street Journal, во время погружения планировалось собрать образцы ДНК возле обломков корабля. Утром 18 июня связь с аппаратом прервалась, а сам он пропал с радаров.

22 июня Береговая охрана США сообщила, что в зоне поисков батискафа обнаружены обломки. По ним она определила, что аппарат был разрушен направленным внутрь «катастрофическим взрывом». В тот же день OceanGate заявила, что ее экипаж признан погибшим. В батискафе находились британский бизнесмен-миллиардер Хэмиш Хардинг, бизнесмен из Пакистана Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман, французский исследователь Поль-Анри Наржоле и основатель самой OceanGate Стоктон Раш.

По информации Reuters, владельцы могли скрывать ненадежность батискафа с 2018 года. Профессор Международного университета Флориды Эйлин Мария Марти рассказала CNN, что разрушение корпуса подводного аппарата произошло «невероятно быстро», всего за долю миллисекунды. «Все это, вероятно, произошло до того, как люди внутри могли даже осознать, что есть проблема. В конечном счете это [было] безболезненно», — полагает она.

Профессор Саутгемптонского университета Блэр Торнтон сравнил давление, которое «Титан» испытал на себе при разрушении, с падением Эйфелевой башни на батискаф.

По словам профессора Имперского колледжа Лондона Родерика Смита, понять причины произошедшего с подводным аппаратом можно попытаться, если будут найдены фрагменты углеволокна батискафа. «Углеволокно разрушается под влиянием внутренних дефектов конструкции. Сочленения между углеволокном и титаном требуют очень тщательного исследования», — пояснил он. Ученый отметил, что «взрыв» мог быть настолько сильным, что «установить последовательность событий может быть очень сложно».