Украинским научно-технологическим центром (УНТЦ), который, по заявлениям Минобороны, координирует работу биолабораторий на территории Украины, руководят представители госведомств США и Евросоюза. Об этом 14 апреля сообщил на брифинге начальник войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) ВС России Игорь Кириллов.

По его словам, в ходе спецоперации российских войск удалось собрать информацию о «военно-биологической деятельности США на территории Украины», якобы нарушающей Конвенцию о запрещении биологического оружия.

Биолаборатории и научно-исследовательские институты, работающие на украинской территории, со стороны США координируются через Украинский научно-технологический центр, утверждает Кириллов.

Российская Федерация постоянно предпринимает усилия по созданию механизма проверки соблюдения КБТО, однако указанная инициатива последовательно блокируется коллективным Западом во главе с США с 2001 года.

Официально УНТЦ — это международная межправительственная организация, задачей которой является «предотвращение распространения знаний и опыта, связанных с оружием массового поражения». Ее правовой статус регламентирован Соглашением от 25 октября 1993 года между властями Украины, Канады, США и Швеции, в которое 7 июля 1997 года были внесены поправки.

По словам Кириллова, исполнительным директором УНТЦ является американский гражданин Кертис Белаяч — выпускник Калифорнийского университета управления со степенью магистра международных финансов, работающий на Украине с 1994 года.

Еще одним куратором УНТЦ со стороны Запада представитель Минобороны назвал Эдди Артура Майера — председателя правления научно-технологического центра «от Евросоюза».

И, наконец, на брифинге прозвучало имя Фила Доллиффа — сотрудника Госдепартамента, заместителя советника секретаря по вопросам международной безопасности и программ нераспространения оружия массового поражения. Он, как утверждает Кириллов, «курирует работу УНТЦ от США».

Начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС России сообщил, что Минобороны располагает доказательствами непосредственной связи между УНТЦ и американским оборонным ведомством.

Среди них, к примеру, — рекомендация Госдепа о сотрудничестве между украинским центром и компанией Black & Veatch, которая является «основным подрядчиком Пентагона». В письме, которое Кириллов продемонстрировал на брифинге в виде слайда, вице-президент Black & Veatch Мэтью Вэббер выражает готовность к сотрудничеству с УНТЦ «в рамках проводимых военно-биологических исследований на территории Украины».

Экспертный центр химических и биологических угроз Минобороны России отводит УНТЦ роль «распределителя грантов для проведения интересующих Пентагон исследований, в том числе в области биологического оружия», и уточняет, что за последние годы Вашингтон якобы выделил на эти гранты свыше $350 млн.

Заказчиками и спонсорами УНТЦ со стороны США являются Госдепартамент и Минобороны. Финансирование осуществляется также через агентство по защите окружающей среды, министерства сельского хозяйства, здравоохранения и энергетики США.

На эти средства, по данным Минобороны, с 2014 по 2022 год было реализовано свыше 500 научно-исследовательских проектов, причем не только на Украине, но также в Грузии, Молдове и Азербайджане (УНТЦ имеет представительства в Баку, Кишиневе, Тбилиси, Харькове и Львове).

Кириллов призвал обратить особое внимание на отчет «кураторов УНТЦ» от 11 марта 2022 года. В нем говорится, что украинские специалисты по работе с материалами и технологиями двойного назначения оказались в неблагоприятных профессиональных и финансовых обстоятельствах и стали «уязвимыми к переходу на сторону других государств для участия в программах по разработке ОМП, средств доставки и другого вооружения».

Таким образом, по оценке представителя Минобороны России, западные «кураторы УНТЦ» описывают сферу деятельности курируемых ими лабораторий на территории Украины.

В качестве примеров конкретных разработок УНТЦ Кириллов привел:

  • проект 6166 «Развитие технологий для моделирования, оценки и предсказания влияния конфликтов и угроз распространения оружия массового поражения»,

  • проект 9601 «Передача украинских технологий производства сложных материалов двойного назначения в Европейский Союз»,

  • проекты P-364, 444 и 781, направленные на изучение распространения возбудителей опасных инфекций через насекомых-переносчиков, диких птиц, летучих мышей,

  • проект 3007 «Мониторинг эпидемиологической и экологической ситуации относительно опасных болезней водного происхождения на Украине»,

  • проекты по изучению потенциальных агентов биологического оружия (чума, туляремия) и возбудителей экономически значимых инфекций (патогенный грипп птиц, африканская чума свиней).

По словам Кириллова, сотрудники биолабораторий регулярно брали в крупных украинских реках и Северо-Крымском канале пробы воды для поиска «особо опасных патогенов, включая возбудителей холеры, брюшного тифа, гепатитов А и Е», чтобы «сделать выводы о возможности их распространения водным путем», а отобранные в результате штаммы были «депонированы в коллекцию и впоследствии вывезены в США».

Представитель Минобороны России обратил особое внимание на данные о том, что Украина интересовалась у производителя беспилотников «Байрактар» возможностями оснастить эти БПЛА навесным аэрозольным оборудованием.

«На территории Херсонской области разведывательными подразделениями российских войск обнаружены три беспилотных летательных аппарата, оснащенных емкостями объемом 30 литров и оборудованием для распыления рецептур», — сообщил Кириллов, добавив, что в январе 2022 года Украина через посредников купила более 50 таких устройств и теперь может использовать их для распыления «биологических рецептур и токсичных химикатов».

Украинские биолаборатории

В начале марта 2022 года Минобороны России заявило, что на Украине велись спонсируемые США эксперименты с образцами коронавируса летучих мышей для создания «механизма скрытого распространения смертоносных патогенов».

Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков сообщил, что российским военным удалось обнаружить и уничтожить патогены возбудителей холеры, сибирской язвы, чумы, туляремии и других болезней.

Кириллов тогда же рассказывал, что на Украине была сформирована целая сеть биологических лабораторий, работавших на Пентагон. По данным Минобороны России, наличие этих лабораторий стало причиной распространения на Украине таких инфекций, как туберкулез, корь и краснуха.

Несколько дней спустя Конашенков отчитался, что при поддержке Вашингтона на Украине велись работы «по изучению переноса патогенов мигрирующими между Украиной и Россией, а также другими соседними странами, дикими птицами».

Также в Минобороны России заявляли, что финансирование украинских биолабораторий осуществлялось в том числе через инвестиционный фонд, к которому имеет непосредственное отношение сын действующего президента США Хантер Байден.

Госдепартамент США назвал слова представителей российского Минобороны «откровенной ложью», которую «целенаправленно» распространяет Кремль, и заверил, что Вашингтон полностью соблюдает положения Конвенции о биологическом оружии, «не разрабатывает подобного оружия и не имеет его где-либо».

«Российские обвинения абсурдны, они смехотворны. Знаете, как сказал бы мой дедушка, ирландский католик, это куча туфты. В этом ничего нет. Это классическая российская пропаганда», — прокомментировал заявления Минобороны России представитель Пентагона Джон Кирби.

При этом замгоссекретаря США Виктория Нуланд признала, что в принципе биологические лаборатории на Украине есть, но, по ее словам, если в стране произойдет какой-то инцидент с химическим оружием, Вашингтон возложит ответственность за него на Москву.