Главы государств обладают исключительными полномочиями даже в контексте международного права, поэтому в случае визита президента России Владимира Путина в одну из стран, которая следует юрисдикции Международного уголовного суда (МУС) в Гааге, его вряд ли арестуют. Такое мнение в программе RTVI «Что это было?!» высказал доцент кафедры Европейского права МГИМО Николай Топорнин.
По словам эксперта, сложившаяся ситуация является непростой с юридической точки зрения: так, главы государств и правительств обладают «особым иммунитетом в рамках международного права, даже в рамках ООН», поэтому на основе «каких-то предписаний даже национальных органов их невозможно задерживать».
«Это особый кейс, особый случай. Я могу предположить, и скорее всего так и произойдет, если Владимир Путин решит посетить когда-либо Германию, Францию, Австрию, то в результате каких-то предваряющих визит договоренностей между администрациями и компетентными органами, можно прийти к общему знаменателю. И в соответствии с этими решениями никто арестовывать или даже пытаться арестовывать российского президента не будет», — полагает Топорнин.
Несмотря на решение уголовного суда в Гааге, не был арестован и правящий в Судане с 1989 по 2019 год Омар аль-Башир, который, по словам эксперта, совершил как минимум «пять поездок по африканским странам, и ни в одной из стран его никто не задержал», хотя все они были участницами МУС.
В то же время, в случае с российским уполномоченным по правам ребенка Марией Львовой-Беловой, в отношении которой МУС также выдал ордер на арест, ситуация может кардинально отличаться, считает Топорнин. «Обычные люди под решения уголовного суда попадают. Я думаю, что тут юстиция и правоохранительные органы сработают в соответствии с ордерами МУС», — предположил он, при этом подчеркнув, что за каждым сохраняется право обжаловать решение гаагского суда и попытаться доказать, что оно было вынесено неправомерно.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова 23 марта, отвечая на вопрос RTVI, заявила, что никакие действия и решения МУС «не могут оказать влияние на характер участия российских делегаций в работе Организации объединенных наций и членство в ее органах». По ее словам, этот судебный орган «давно себя дискредитировал, он выполняет политические заказы спонсоров» и «не имеет ничего общего с правосудием».
- 17 марта МУС выдал ордер на арест Владимира Путина и Марии Львовой-Беловой по подозрению в «незаконной депортации» детей из Украины. В Кремле заявили, что Россия не признает юрисдикцию МУС и считает его решение «ничтожным».
- Власти некоторых стран, которые признают Римский статут, заявили, что арестуют Путина в случае его приезда: например, об этом говорил министр юстиции Германии Марко Бушманн, а также такую возможность допустил Министр иностранных дел Бразилии Мауро Виейраарест. В свою очередь Конституционный суд Армении заявил, что признает обязательства, предусмотренные Римским статутом. А в Венгрии, которая также следует юрисдикции МУС, заявила, что не стала бы арестовывать Путина, если бы он въехал в страну.
- Маловероятен арест Путина и в случае его визита в Южно-Африканскую Республику, где в августе 2023 года планируется саммит БРИГС. Об этом со ссылкой на источники сообщил Bloomberg.