Западные и украинские официальные лица неоднократно заявляли о том, что ракетный арсенал России неуклонно сокращается, однако, на текущей неделе Москва нанесла очередной массированный удар по объектам на территории Украины. В субботу газета The New York Times рассмотрела четыре возможных варианта пополнения Россией своих ракетных запасов.

Произошедший во вторник ракетный обстрел, ставший самым мощным за всю историю военных действий на Украине, заставляет задуматься о том, откуда Россия берет все новые и новые ракеты, пишет американское издание.

Ракеты из Ирана и Северной Кореи

Согласно первой версии, Россия сейчас расходует свой ракетный арсенал в твердой надежде пополнить запасы за счет ракет из Ирана и Северной Кореи.

«Я думаю, что эти страны, вероятно, предоставят России некоторые свои ресурсы», — заявил в среду на брифинге в Пентагоне министр обороны США Ллойд Остин.

В начале ноября представитель командования ВВС Украины рассказал, что вскоре ожидается отправка иранских баллистических ракет в Россию. Пресс-секретарь ВВС ВСУ Юрий Игнат заявил, что неизвестно, сколько ракет Тегеран может передать Москве. Однако, по его словам, оружие, которое, вероятно, будет отправлено, произведено «совсем недавно» и имеет дальность действия от 300 до 700 километров. И Иран, и Северная Корея поставки оружия Москве пока отрицают.

Кремль неоднократно отрицал закупки у Ирана беспилотников. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, в ходе военной операции на Украине используется российская техника. Информацию о том, что Северная Корея якобы поставляет России боеприпасы Песков не комментировал: «Давайте все-таки мои коллеги из министерства иностранных дел будут комментировать заявления Госдепа».

Экономика военного времени

Вторым источником пополнения ракетных запасов могут являться постоянно возобновляемые собственные резервы Российской Федерации. Как пишет NYT, аналитическая компания Janes заявила, что Россия, скорее всего, накопила запасы микрочипов и других технологий, необходимых для создания высокоточных ракет, еще до начала боевых действий на Украине в феврале. Это процесс накопления микрочипов начался, возможно, еще в 2014 году. Сейчас, когда экономика России переводится на военные рельсы, Москва, возможно, начала расходовать созданный за несколько лет запас электронных компонентов.

Пресс-служба Минобороны РФ / ТАСС

Аналитики также утверждают, что Россия, вероятно, начала производить большое количество «Искандеров», «Калибров» и крылатых ракет еще до начала боевых действий на Украине, а сейчас процесс их производства даже ускорился.

«Вероятно, они производятся прямо сейчас, в данный момент, поскольку экономика находится на грани военного положения, а многие заводы, связанные с российским военно-промышленным комплексом, работают в три смены и даже по выходным», — говорится в аналитическом отчете Janes.

С-300 в целях нападения

Также существует вероятность того, что для нанесения воздушных ударов Россия использует ракеты ПВО. Газета приводит данные ВВС Украины, согласно которым Россия выпустила по меньшей мере 10 зенитных управляемых ракет С-300 по городам, расположенным рядом с линией фронта.

Созданная Россией и экспортируемая в Азию и Восточную Европу, зенитная ракета С-300 была разработана в 1978 году для защиты от воздушных атак. Более поздние поколения ракет могут поражать самолеты, беспилотники и баллистические ракеты .

Министерство обороны РФ / ТАСС

Украина также использует С-300 из собственных запасов. Обломки ракеты С-300, запущенной во вторник для защиты от приближающихся российских ракет, стали причиной случайной гибели двух человек в польском селе недалеко от границы с Украиной, заявили представители НАТО, США и Польши.

Неприкосновенный запас в случае нападения НАТО

Наконец, согласно еще одному варианту, Россия могла задействовать для поражения объектов на Украине часть запаса, который предназначался для войны против стран НАТО. Специалист Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Марк Кансиан говорит, что «лишь немногие из западных чиновников имеют четкое понимание состояния российского арсенала. Вряд ли кто-то точно знает, сколько ракет у них осталось».

«Похоже, они что-то держали про запас против предполагаемой атаки НАТО, — заявил Кансиан. — Мы может считать это абсурдом, но они рассматривают такую атаку как реальную угрозу».

The New York Times пишет, что невозможно проверить, задействовала ли Россия этот свой запас для обстрелов инфраструктурных объектов Украины.