Министр иностранных дел Сергей Лавров записал видеообращение к участникам конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху». В обращении он рассказал о поддержке России со стороны Китая, готовности построить общую и независимую финансовую систему, а также о противостоянии Москвы и Пекина Соединенным Штатам.
О моральной поддержке России со стороны Китая во время боевых действий на Украине. «Высоко ценим взвешенную, непредвзятую позицию китайских друзей по ситуации на Украине и вокруг нее. Ощущаем поддержку Пекина в работе по отстаиванию принципиальных российских подходов к формированию архитектуры безопасности в Европе» (здесь и далее цитата по ТАСС).
После начала военной спецоперации Китай не выразил явной поддержки боевых действий на Украине, но и не осудил ее. Однако, например, посол КНР в США Цинь Ган подчеркивал, что Пекин — крупнейший торговый партнер как для Москвы, так и для Киева, и на этом фоне спецоперация «не приносит КНР ничего хорошего». «Знай Китай о грозящем кризисе, мы бы сделали все, что в наших силах, чтобы предотвратить его», — говорил Цинь Ган. Кроме того, Китай, судя по всему, опасается вторичных санкций со стороны Запада — в частности, китайцы отказались выпускать карты платежной системы UnionPay для российских банков.
О том, что давление Запада на Россию углубит связи Москвы и Пекина. «Известно, что слово „кризис“ в китайском языке представляет собой сочетание двух иероглифов: „опасность“ и „возможность“. Уверен: гибридная война, развязанная коллективным Западом против России, открывает новые возможности для расширения российско-китайской практической кооперации, в том числе в области инвестиций и финансов».
О совместном противостоянии «американской гегемонии». «С китайскими друзьями нас объединяет стремление к демократизации международной жизни для того, чтобы голос всех без исключения государств — и больших, и малых — был услышан, а узкая группа западных стран во главе с США больше не могла диктовать мировому сообществу свои правила игры. Отвергаем нелегитимные односторонние санкции — нечистоплотный инструмент политического диктата».
Лавров неоднократно подчеркивал, что, в частности, военная спецоперация на Украине якобы направлена на то, чтобы помешать доминированию в мире США. О том, что Соединенные Штаты пытаются выстроить мировой порядок исключительно по своим правилам, ранее также заявил официальный представитель МИД Китая Чжао Лицзянь.
О стремлении создать независимую российско-китайскую финансовую систему. «В условиях, когда США и ЕС превратили свои валюты в инструмент шантажа, мы намерены развивать независимую финансовую инфраструктуру, существенно наращивать использование рубля и юаня в расчетах между нашими государствами. На их долю уже приходится четверть нашего товарооборота».
После того, как Россия начала боевые действия на Украине, страны Запада заблокировали половину российских золотовалютных резервов (около 300 миллиардов долларов). После этого, как сообщали источники The Guardian, власти Китая начали проводить стресс-тест для своей экономики, — судя по всему, для того, чтобы проверить, выдержит ли китайская система похожий удар со стороны западных стран. С чем конкретно связаны такие меры, неизвестно, но Запад неоднократно предупреждал о том, что Китай может планировать нападение на Тайвань — независимый остров, который китайские власти считают своей территорией.
Об энергетическом партнерстве. «Стратегический характер приобрело энергетическое партнерство. Реализуются крупные проекты в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта» (цитата по РИА Новости).