Минюст России 5 апреля внес в реестр иноагентов писателя Михаила Веллера* и основательницу сети детских кафе «Андерсон» Анастасию Татулову*. Об этом сообщается на сайте ведомства.

Также в список попали:

  • «Российское социалистическое движение» (РСД);
  • ООО «Институт нейрокогнитивных исследований»;
  • ООО «Большая семерка».

Две последние компании учредили люди, включенные в реестр иноагентов ранее.

По версии Минюста, Веллер* публично выступал против военной операции на Украине, призывал к нарушениям территориальной целостности России, был респондентом на иностранных информационных площадках, участвовал в создании и распространении материалов иностранных агентов, а также живет за границей. Аналогичные причины указаны в отношении Татуловой* и РСД*.

На прошлой неделе, 29 марта, министерство включило в перечень зампреда партии «Яблоко» и депутата петербургского Законодательного собрания Бориса Вишневского*, а также Вадима Прохорова*, который защищал оппозиционеров Бориса Немцова, Илью Яшина* и Владимира Кара-Мурзу*. Также список пополнил правозащитный проект «Первый отдел»* — его создал адвокат Иван Павлов*, защищавший нескольких фигурантов дел о госизмене, включая журналиста Ивана Сафронова.

Вишневский* в разговоре с RTVI заявил, что собирается оспаривать решение Минюста в суде, поскольку считает его необоснованным.

«Я являюсь агентом только своих избирателей — российских граждан, которые избрали меня депутатом», — сказал петербургский депутат.

Отвечая на вопрос о том, что могло стать причиной присвоения этого статуса, Вишневский* призвал прочитать основания для такого решения на сайте Минюста, отметив, что «для этого вообще ничего не требуется». «Достаточно выражать критическую позицию в отношении действий власти», — добавил он.

По данным сервиса «Контур.Фокус» на начало марта 2024 года, за последние три года количество иноагентов в России выросло в 3,5 раза — до 579 пунктов реестра, передает РИА Новости. Сюда входят физлица, компании, СМИ и некоммерческие организации. Подавляющее большинство фигурантов списка (409 пунктов, или 70,6%) составляют граждане. Для сравнения: в начале марта 2021 года реестр Минюста включал всего пятерых физических лиц и 77 юридических лиц.

Из проанализированных «Контур.Фокусом» сведений следует, что в России наметилась тенденция к росту числа иноагентов без иностранного участия (и наоборот — к сокращению количества иноагентов с иностранным участием, доля которых составляет всего 1,1% от общего списка).


*внесены Минюстом России в реестр иноагентов